Подобное положение заложено в проекте постановления пленума Верховного суда России, которое обсуждалось на заседании пленума. При этом документ особо подчеркивает, что судебные споры по поводу отцовства возможны только после рождения ребенка.
Пока малыш не родился, никто и не зарегистрирован в качестве его родителей. Так что и спорить пока вроде бы не о чем.
Между тем многие мужчины - в основном молодые мужчины - часто рассказывают страшные истории, как их (или кого-то из их друзей) чуть ли не силой заставили записаться отцом чужого ребенка. Мол, или женись, или будет заявление об изнасиловании. Или братья невесты увезут жениха в лес. Или... Да все что угодно. Проект постановления дает шанс таким отцам-невольникам. Они смогут через суд вновь стать бездетными. Но факты насилия надо будет доказать.
- Положение, закрепленное в проекте постановления, дает возможность обратиться с иском в суд с защитой нарушенного права, - сказала "РГ" адвокат Виктория Данильченко. - Но необходимо отметить, что суд выносит решение, основываясь на тех доказательствах, которые исследует в материалах дела.
На практике представить доказательства, свидетельствующие о наличии угроз, насилия в момент совершения определенных действий, в нашем случае - совершения записи отцовства, достаточно сложно.
Бывшим мужьям также придется отдельно доказывать, что не они отцы, если ребенок появился на свет в течение 300 дней после развода супругов. Важные разъяснения касаются и суррогатного материнства. "В большинстве случаев суррогатное материнство - это достаточно надежный способ рождения ребенка, и применяется он, когда другие вспомогательные репродуктивные технологии не принесли нужного результата или не подходят по каким-либо медицинским показаниям, - говорит Виктория Данильченко. - Суррогатное материнство на сегодняшний день является актуальной темой во всем мире". Но на практике возникает масса проблем.
Например, были споры, когда суррогатные матери не отдавали ребенка биологическим родителям. Как говорится в проекте, доноры генетических материалов не несут никаких обязанностей перед родившимся с их помощью ребенком. "По смыслу семейного законодательства рождение ребенка с использованием супругами или одинокой женщиной донорского генетического материала не влечет установления родительских прав и обязанностей между донором и ребенком независимо от того, было данное лицо известно родителям ребенка или нет", - указывает документ.
По мнению адвоката Антона Соничева, разъяснения по спорам, связанным с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе и суррогатного материнства, являются самыми важными в проекте. "Поскольку законодательством эта сфера мало урегулирована", - говорит он.
В целом вчера у пленума Верховного суда России была большая повестка. Например, были одобрены поправки в УПК, разрешающие судьям зачитывать не весь приговор, а только вводную и резулятивную часть. Адвокат Сергей Варламов напомнил "РГ", что ограничение зачитываемого апелляционного приговора только вводной и резолютивной частями существует и сейчас. Но, как поясняют разработчики проекта, сейчас эти нормы применяются достаточно редко. Поэтому в соответствующую статью УПК предлагается ввести новые формулировки: "Приговор суда или иное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства, провозглашается в открытом судебном заседании. При этом оглашаются вводная и резолютивная их части". Так что теперь правило станет жестким.