Среди старых лип струится полонез Осипа Козловского. Если дать волю воображению, можно представить, что это эхо той самой музыки, звучавшей здесь еще двести лет назад, когда гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущев устраивал праздники для своего многочисленного потомства. В то время очень любили играть в "Слепого ботаника" - угадывать названия растений исключительно на ощупь и по запаху, а еще пускать мыльные пузыри, попутно изучая законы преломления света. Об этих и о многих других подробностях садово-парковых увеселений начала XIX столетия участникам "творческого субботника" рассказала глава научного отдела ГМП Вера Невская.
Вдохновленные созидательными примерами прошлого, гости засучили рукава и встали в очередь за "трудовыми нарядами". Вместе с рабочими перчатками и садовым инструментом их раздает Татьяна Койсман - дизайнер, автор нескольких книг по садовому благоустройству, создатель цветника "Утро года", а также - участник совместного проекта "РГ" и музея Пушкина "Читаем Онегина".
Именно тогда, зимой, записав строфу из "энциклопедии русской жизни" для пятичасовой видеокниги, Татьяна решила сделать любимому поэту и его музею еще один подарок - благоуханный сад, не увядающий до поздней осени и вновь оживающий каждую весну. На помощь пришли Ассоциация производителей посадочных материалов и несколько ведущих подмосковных питомников, предоставивших удобрения и 30 видов рассады для будущего живого арт-объекта.
- За вами вон та дальняя клумба с примулами, а вы берите на себя бадан и крокусы, - Татьяна похожа на капитана корабля, раздающего приказы своей дружной команде. - В живой природе цветы не растут ровными рядами - сажайте в шахматном порядке.
- Татьяна, а это что за крошечные гиацинты?
- Это не гиацинты, а пушкиния ливанская, невероятно душистый цветок, к тому же распускающийся на клумбе одним из первых. И хотя назван он не в честь Александра Сергеевича, а в память об известном русском естествоиспытателе Аполлосе Мусине-Пушкине, жившем во второй половине XVIII века, я решила, что нашему цветнику без него никак.
Одной из первых в музейный сад приезжает Гузель Яхина с дочкой Женей - автор нашумевшего романа "Зулейха открывает глаза". Они тут же приступают к работе и несколько часов трудятся, не покладая рук и не разгибая спины. Позже Гузель признается, что опыта цветоводства у нее нет, и тем больше радости они с дочерью получили от общения с землей и живой зеленью.
- Да я смотрю у вас все серьезно, а не просто для красивой картинки! - восклицает актриса Юлия Ромашина, скептически оглядывая свое светлое шелковое платье и клубный пиджак сына Дани. - Мы несколько раз принимали участие в подобных акциях, но тогда нам предлагали всего лишь опустить растение в уже готовую лунку. Там не то, что одежду, руки запачкать было невозможно, - и с этими словами Юлия, забыв про свой изысканный наряд, отправляется в самую гущу "копателей". Вскоре у белокурой актрисы появляется знойный напарник: итальянец Гектор приехал в Москву из Аргентины, про акцию "Весенний сад. Пушкину" узнал из объявления в интернете и не смог пропустить такое событие. Теперь у Юли и Гектора общий питомец - красавица магнолия, которую молодые люди посадили вместе.
Актриса Ирина Леонова приехала к Пушкину прямиком с репетиции в Малом театре и очень расстраивалась, что не смогла взять с собой детей. Специально для Ирины незасаженным оставили склон с фиалками, с которым актриса справилась в два счета.
- У меня большая семья, я все должна делать быстро, - смеется Ирина.
Фиалки, посаженные "мичуринской" рукой актрисы, расцветут через пару недель, а встретиться с самой Ириной можно будет 6 июня, в день рождения Пушкина, на презентации видеокниги "Евгений Онегин", которая состоится на книжном фестивале "Красная площадь".
Когда все тюльпаны и медуницы, вероники нитчатые и пахизандры верхушечные обрели свое место на клумбах, уставшие, но счастливые поклонники отечественной поэзии отдыхали на садовых скамейках, пили душистый чай с баранками, слушали романсы на стихи Пушкина и, подставляя лицо мягкому вечернему солнцу, в полголоса рассуждали о том, что отныне "их" сад можно смело показывать туристам как образец сохранившейся через века аристократической Москвы.