04.05.2017 16:53
    Поделиться

    Как поведение интернет-пользователей влияет на экономику

    За последние десять лет поведение интернет-пользователей в цифровом пространстве значительно изменилось. Чтобы привлечь их внимание, нужно кардинально перестроить бизнес-процессы. Такой вывод сделали участники конференции "Specia: Digital потребление", которая закончила свою работу в Петербурге.

    Сегодня информация пользователю нужна вся и сразу - или никогда: вот наиболее актуальный тренд цифровой экономики, который обозначила в своем выступлении Алена Лысякова, маркетолог Heads and Hands. Если нет мгновенного отклика на запрос, пользователь теряет интерес к предмету (информации).

    Напомним, что в начале двадцать первого века поведение в Сети складывалось по-другому. Информационный голод и недоверие к получаемой информации со стороны пользователей были обусловлены тем, что развивающиеся технологии еще не были так доступны. Прошло время, и для большинства потребителей стал привычен "интернет-душ" - чтение новостей в социальных сетях с момента пробуждения. Исследователи начали фиксировать и такой феномен, как фаббинг - отвлечение на интернет-серфинг без видимых на то причин, даже когда пользователю не поступает никаких уведомлений. Например, во время ужина или разговора с "живым" собеседником.В 2013 году в Оксфордский словарь английского языка даже добавили слово FOMO - аббревиатура, которая означает "страх пропустить что-то". Сегодня, согласно статистике, этой "болезни" подвержены 92 процента жителей Нью-Йорка, которые в среднем 150 раз за день заходит в Сеть. Однако и этот этап подходит к концу. Все возрастающие потоки новостей и увеличение количества времени, проведенного в Интернете, привело к появлению принципиально новых пользователей, которые начали значительно ограничивать себя в получаемой информации, а также в источниках новостей. Здесь стоит вспомнить недавнее заявление Павла Дурова, разработчика Telegram, о том, что он не видит больше никакого смысла в чтении новостных лент друзей, так как в них стало больше "информационного мусора", чем полезной информации. Сегодня уже многие потребители отказываются от пользования социальными сетями. Такое поведение получило свое название - медиааскетизм, или цифровой детокс. В некоторых странах пошли дальше и празднуют день без Интернета. Пользование смартфоном во время общения с живым собеседником стало дурным тоном, как и просмотр электронной почты в нерабочее время и выходные дни.

    Возникает вопрос - как бизнесу в такой ситуации привлечь внимание пользователя, остаться нужным, как продавать в условиях сокращения времени пользования Интернетом?

    - Я вижу один способ: моментальное реагирование на запросы пользователя,- говорит Алена Лысякова. - Теперь компаниям нет никакого смысла заниматься долгосрочным планированием, планы должны постоянно корректироваться, меняться в зависимости от текущей ситуации.

    Важным становится оперативное реагирование на новые инфоповоды, актуальные тренды, которые возникают в интернет-пространстве. Помогает ведению бизнеса в новых условиях и анализ больших массивов данных (bigdata), и прогнозирование на основе этого анализа поведения покупателя или клиента. Все большее значение приобретают чат-боты- приложения, разработанные для автоматизации определенных процессов нашей жизни, например для планирования дел или управления простыми запросами в рамках какого-либо сервиса.

    Каким образом новые привычки интернет-пользователей отражаются на отдельных отраслях "живой" экономики, например на рынке СМИ? Косвенно интернет-диета пользователей оказала влияние на замедление роста аудитории интернет-СМИ в 2016 году. По словам Александра Воронцова, руководителя отдела медиа-исследований MediaScope: "Медиа в 2016-2017: изменения и тренды", в прошлом году прирост давал только мобильный сегмент (+24 процента за год). Не пользуются Интернетом по-прежнему порядка 29 процентов населения нашей страны. Наиболее популярными источниками новостей для россиян остаются социальные сети. В целом распределение рекламного рынка страны достаточно стабильно, и доля Интернета на нем составляет 38 процентов, лидером традиционно остается телевидение (42 процента), - на него уходит 96 процентов денег рекламодателей из первой сотни. Суточный охват телевидения составляет 70 процентов населения - эта цифра также стабильна, она не меняется уже много лет. Что же остается традиционной прессе? По словам Воронцова, ее аудитория в столице составляет 10 миллионов человек и 4 миллиона - в Петербурге. Однако большей популярностью пользуются телевизионные гиды и женские журналы. Поэтому, говорит эксперт, несмотря на то, что Интернет находится в тренде, традиционные СМИ не сдают свои позиции. И есть вероятность, что такая ситуация сохранится какое-то время.

    Тем временем

    Литература остается одной из самых консервативных с точки зрения технологии областей. В США, например,лишь 6 процентов населения читают книги только на электронном носителе. 64 процента выбирают либо бумагу, либо оба вида носителей.

    Поделиться