Со дна Керченского пролива подняли американский истребитель Р-40

В шести километрах от таманского берега, за периметром стройки Крымского моста, участники экспедиции "Большой десант- 2017" успешно провели операцию по подъему остатков американского истребителя Р-40 "Киттихаук", не вернувшегося с боевого задания ориентировочно в ноябре 1943 года. Помощь в проведении операции оказали строители моста.

Как сообщил руководитель экспедиции Александр Елкин, сначала с 9-метровой глубины были подняты несколько находок - табличка с патронного ящика и направляющий желоб к пулемету. А операция по подъему началась с размыва истребителя, который был очень сильно заилен, и благодаря этому очень хорошо сохранился. Работа шла в три смены. Перед подъемом под корпусом протянули "полотенца".

Для собственно подъема самолета участники операции использовали плавучий кран мостостроителей, но с первого раза сдвинуть с мертвой точки истребитель не получилось. Всего операция заняла около четырех часов, и в конце концов "Киттихаук" удалось поднять практически без повреждений - только хвостовая часть немного надломилась, но ее удастся восстановить.

- Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью, - рассказал капитан плавкрана Крымского моста Игорь Демьяненко. - Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге.

Краном был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн. Сохранилось вооружение - шесть пулеметов "Браунинг" калибра 12,7 миллиметра с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Она поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.

- Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника, - рассказал руководитель поисковой экспедиции "Большой десант - 2017" Александр Елкин. - Он лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил.

Подобные истребители производились в США в 1939-1944 годы. Все было произведено 14 тысяч единиц таких самолетов, и в годы Великой Отечественной войны американцы поставляли их по ленд-лизу в СССР. На Черноморском флоте и Северо-Кавказском фронте в годы войны использовались десятки таких истребителей.

Поднятый со дна моря истребитель планируется установить в крепости Керчь, а потом - в экспозиции музейного комплекса "Батарея 29БИС", рядом с рубкой подлодки "Щука".

- Это дело объединило многих людей, - рассказал начальник службы логистики компании "СГМ-Мост" Игорь Сталоверов. - Для всех нас День Победы - самый важный день в году. Многие строители Крымского моста, отработав смену, 9 мая выйдут с фотографиями отцов и дедов на улицы Тамани и Керчи, присоединятся к колоннам "Бессмертного полка". Моя мама и два ее брата принимали участие в Великой Отечественной войне. Братья не вернулись с поля боя. Мама мне много рассказывала об этом тяжелом времени. И эту память мы должны сохранять и передавать будущим поколениям.

Напомним, в октябре 2016 года в районе соленого озера Тобечик, что находится в окрестностях Керчи, подняли обломки советского самолета "Аэрокобра", сбитого фашистами 5 декабря 1943 года.

Комментарий

Виктор Вахонеев, заместитель директора Черноморского центра подводных исследований:

- Это практически идеально сохранившийся самолет. Обычно мы имеем дело с самолетами, которые в результате боя упали в воду. Этот же истребитель из-за полученных пробоин аккуратно приводнился на воду. Пилот открыл кабину, сел в надувную лодочку и поплыл к таманскому берегу и еще долго жил. Вот эта машина боевая - оружие победы, оно практически идеально сохранилось. Более того, когда мы его раскапывали и расчищали, видели даже фрагменты краски, прекрасно сохранившиеся. Металл просто блестел при раскопках под водой, то есть его можно будет неплохо восстановить.

Машина оказалась неграбленой. Но это территория якорной стоянки, и рано или поздно стоящие на рейде суда могли его повредить своими якорями. Наша задача была его отсюда поднять. Теперь это будет музейный предмет - он  будет выставлен на территории 29-й батареи - как сам фюзеляж, так и все предметы с него. Например, парашют, который зацепился за раму фонаря кабины, на нем даже цифры видны - 21.

Мы привыкли, что обычно поднимаются и выставляются советские самолеты Ил-2, а вот американские в такой сохранности не часто выставляются. Любой процесс технологического подъема, судоподъемных работ - очень сложный процесс. Поэтому отдельная благодарность строителям Крымского моста, которые весь период экспедиции нас поддерживали технически, морально и, наверное, большая часть того, что мы с вами сегодня увидели, - так аккуратно подняли самолет - это большая заслуга наших любимых мостостроителей. Ждем мост в 2018 году!