Напомним, в полдень 30 апреля от дома в деревне Назарьево Некоузского района Ярославской области на велосипеде из дома уехал 12-летний мальчик-аутист. Не сумев найти мальчика, родители обратились в полицию. Спустя несколько дней Миша был обнаружен в пяти километрах от деревни, увы, мертвым. Подростка нашли члены поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт", вылетевшие на место на вертолете. По предварительным данным, мальчик погиб от переохлаждения.
В соцсетях координатор поисков от "Лизы Алерт" Екатерина Гогина рассказала, что информация на "горячую линию" "Лиза Алерт" о пропаже ребенка поступила только на третий день после случившегося. По мнению представителей "Лизы Алерт", если бы заявка на "горячую линию" из полиции пришла сразу, как только стало известно об исчезновении мальчика, его наверняка можно было бы спасти. Но те, кому поисками положено заниматься, почему-то этого не сделали.
Так же считают и в Следственном комитете. По предварительным данным, сотрудники оперативных служб ненадлежащим образом организовали поиски ребенка, несвоевременно сообщили о нем спасательным службам, волонтерским организациям и другим правоохранительным органам. По факту халатных действий возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ. В СК пообещали, что дадут жесткую и принципиальную оценку действиям сотрудников оперативных служб, которые могли предотвратить смерть ребенка, вовремя сообщив о его исчезновении. А еще СК по Ярославской области расследует уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство). Уже назначены судебно-медицинская, биологическая, криминалистическая и другие экспертизы.
Случай с погибшим ребенком просто дикий не потому, что смерть ребенка - это всегда страшная трагедия. На этот раз у трагедии есть конкретное имя, фамилия и звание. Сегодня в стране реально выстроена система поиска пропавших детей. И волонтеры, которые нашли тело мальчика, - это лишь часть системы, которая не сработала. Почему они это сделали - из-за лени, нежелания перетруждать себя в праздники, по душевной черствости - это пусть решает следствие. Но местным сотрудникам полиции хотелось бы напомнить, что действует совместный приказ министерства внутренних дел, Генпрокуратуры, Следственного комитета от 16 января 2015 г. N 38/14/5 г. Он называется "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
В ярославском случае был нарушен порядок рассмотрения сообщений об исчезновении людей. В пункте 3 инструкции сказано, что "Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения". В следующем пункте под номером 4 написано следующее: "Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица обстоятельства безвестного исчезновения". В той же инструкции полицейским предписывается моментально проинформировать о ЧП дежурного следователя СК. Если такового в данный момент нет на месте, сообщают его руководителю. Тут же создают оперативную группу, которая выезжает на место.
В Ярославской области система дала сбой, и это стоило детской жизни.