В последнее время появилось столько новых фильмов про балет, что можно уже выбирать, чему отдавать предпочтение. Документальные "Большой Вавилон" и "Рудольф Нуреев. Мятежный демон", художественные "Большой", "Полина", "После тебя", анимационный "Балерина"... Все - громкие премьеры. Все они впечатляют в той или иной степени, но ни один не способен взволновать так, как фильм документальный о Сергее Полунине "Танцовщик".
Почему так? Когда в фильме игровом зрителю говорят о том, что танцор - это гений и выдающийся талант, пробивший себе дорогу с самого дна "сквозь асфальт", он должен верить искусству артистов и режиссера. В этом же фильме виден действительно незаурядный танцор, его великий дар напрямую. История судьбы Сергея Полунина такова, что ни один сценарист не придумает лучше. Поскольку жизнь - лучший автор сценария. Фрагменты фильма, где танцует Полунин, особенно в детском возрасте - семейная съемка, хочется перематывать и смотреть по несколько раз. То, как Полунин обошелся со своим даром, телом, удачей, вызывает сожаление, недоумение и потайное восхищение. То, к чему другие идут всю жизнь и не достигают этого, как бы упорно не работали, ему было также даровано свыше. Плюс нечеловеческий труд, разумеется. Самый юный солист Королевского Лондонского балета "Ковент Гардена".
Мальчик родом из Херсона. Но можно ли его винить в том, что он - совсем юный, не знавший другой жизни, кроме как той, в которой нужно трудиться на износ у станка и на сцене, захотел бросить эту каторгу? Не захотел стать загнанной лошадью системы? Он ушел из труппы Королевского балета, и это повлекло за собой большой скандал, который долго муссировали все таблоиды без исключения. Полунин хотел пробиться в Америку - не получилось, он пришел в Россию, встретил Игоря Зеленского и стал работать в Московском Академическом музыкальном Театре им. Станиславского и Немировича - Данченко. Зрители советовали друг другу не упустить момент и ходить на постановки с участием Полунина столько, сколько возможно...
Особо способен взволновать в фильме эпизод, когда Полунина снимают за кулисами театра, уже в России, во время гастролей в Новосибирске, где видно, что он в гримерке буквально падает без сил во время антракта и после спектакля (это по иронии судьбы "Спартак", в котором, как мы знаем, идет восстание). Как Полунин восстанавливается, выжатый донельзя! Нельзя не вспомнить другие документальные кадры, на которых знаменитый клоун-мим Леонид Енгибаров сидит после изнурительного циркового представления. Он курит, и у него дрожит рука, в которой еле-еле держится сигарета. Сергей с цирковой же фамилией Полунин... Тело - в шрамах и татуировках, ноги - в жилах... Чувство жалости, гордости, недоумения - все, когда смотришь этот фильм, который просто сумел подчеркнуть и этого танцора, и его жизнь.
Ближе к финалу картины - рассказ о том, как Сергей Полунин и модный фотограф Давид Лашапель снимали знаменитый клип на музыку Hozier "Take Me to Church" , который собрал за более двадцати миллионов просмотров в Интернете, а многих еще и мотивировал заняться танцами. Можно поспорить, что каждый зритель фильма "Танцовщик", прийдя домой, сядет за компьютер и еще раз пересмотрит этот клип - так он, одновременно похожий на молитву и исповедь, выраженные языком музыки и тела, воздействует даже на тех, кто далек от мира балета.
Перед премьерой в Москве Сергей Полунин и продюсер Габриелла Тана встретились со зрителями в модном нынче формате публичного разговора - Public Talk в ЦУМе. А на следующий день представили картину в кинотеатре "Пионер" в рамках программы "Бесценные города в кино", где и удалось с ними поговорить обозревателю "РГ".
Первое же, что сказал Сергей вызвало шок. На вопрос о том, что он будет делать дальше, ведь Королевский Лондонский балет - беспрецедентный случай - предложил ему вернуться, Полунин сообщил, что он отказался: "А зачем? Возникает вопрос: "А что изменилось? Зачем возвращаться?" К сожалению там, да и в других местах, для танцовщиков все осталось прежним. Я не хочу, чтобы глядя на меня, танцующего там, начинающие танцоры смотрели и думали, что это - хорошее место для работы". На вопрос, почему он ушел из Ковент-Гардена в свое время, сделав карьеру, о которой мечтают многие, Сергей Полунин объяснил, что дело не в танце, а в инфраструктуре, на которую он обиделся.
Когда разговариваешь с Сергеем Полуниным, такое впечатление, что общаешься не с танцором, но с продюсером, или по меньшей мере с директором театра. По крайней мере, борцом за права артистов. Его заботят условия, отношения, гонорары. Например, то, что шоу-бизнес и опера "убивают" настоящий балет, что танцовщиков используют. Он сравнивает заработки солистов балета с гонорарами оперных певцов и горестно вздыхает. Делает акцент на том, что "надо себя уважать".
Спрашиваю - чего же он хочет, потому что я лично, как зритель, хочу видеть только одно - как он танцует. Получаю ответ, что "всегда интересно проживать разные жизни, испытывать разные эмоции". Например, он мечтает о кино (великий пример Михаила Барышникова, с которым, кстати, сравнивают Полунина). А еще он создал свой Фонд, который будет, помимо занятий благотворительностью, помогать молодым танцовщикам. Кроме этого, Полунин поставил свою программу, шоу, которое называется его именем. Обновленный вариант он покажет в конце года в Лондоне, а потом будет ставить следующее.
Габриэлла Тана - продюсер - планирует и далее выпускать фильмы с участием Сергея Полунина, хотя и этот ей дался нелегко. Сергей, который мечтал о кино художественном, не документальном, то соглашался, то нет. Его требовательность переходила все границы. Кстати, на вопрос понравился ли ему самому фильм "Танцовщик", Сергей сказал, что не может ответить, потому что качество и музыка на высоте, но картинку он не способен оценить, потому что не просто смотрел кино, но проживал все, что с ним случилось.
Это на самом деле может выглядеть как лучшая рецензия - зритель проживает судьбу Полунина вместе с ним. А Габриэлла Тана уже рассказывает, что Полунин снимается сейчас в новом фильме, который знаменитый актер Рэйф Файнс делает, как режиссер. Она там также продюсер. Картина эта посвящена Рудольфу Нурееву. Но Полунин исполняет в ней не главную роль, а играет другого танцовщика - Юрия Соловьева...