Новости

16.05.2017 11:32
Рубрика: Экономика

Потеплеет или похолодает?

Как изменится инвестиционный климат Владимирской области с принятием нового закона о поддержке крупного бизнеса
Администрация Владимирской области представила на рассмотрение депутатов новый законопроект о пониженной ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет. Предлагается принять его "задним числом" - с 1 января текущего года: такой вариант возможен для документов, улучшающих положение налогоплательщиков. Преференции коснутся крупных предприятий. Кто выиграет от этих перемен? И не окажутся ли иные субъекты предпринимательства в проигрыше?
 Фото: Николай Черкасов/ РГ Для получения преференций промышленниками придется выполнить ряд условий. Фото: Николай Черкасов/ РГ
Для получения преференций промышленниками придется выполнить ряд условий. Фото: Николай Черкасов/ РГ

Федеральное законодательство дает регионам право самостоятельно определять ставки налога на прибыль крупнейшим инвесторам - вплоть до снижения до нуля. В областном проекте вводятся такие понятия, как "региональные инвестпроекты", в том числе реализуемые в рамках специальных инвестиционных контрактов. В эту категорию попадают крупнейшие бизнес-проекты масштаба металлургических или машиностроительных предприятий. Для их участников предлагается ввести пониженные налоговые ставки на прибыль. По словам разработчиков, таким образом они следуют указаниям минфина, рекомендующего регионам избавляться от неэффективных налоговых льгот.

В региональном законопроекте предполагается снизить ставку налога на прибыль для "специальных инвесторов" до 10 процентов. А в рамках специнвестконтрактов - даже до пяти.

Правда, теперь, чтобы попасть в список приоритетных инвесторов, необходимо соответствовать довольно внушительному количеству критериев. Один из важнейших - объем инвестиций. Вложения в строительство нового производственного комплекса должны быть не менее 500 миллионов за пять лет и не менее 50 миллионов за каждые первые три года. Да и действие льготного режима ограничивается не сроком выхода на самоокупаемость проекта, а конкретными датами, определенными федеральным законом: 2026 годом - для участников "специальных инвестпроектов", 2024 годом - для участников специнвестконтрактов. Ужесточаются и требования по зарплате. Одним из условий попадания в список избранных должна стать гарантия достойной оплаты труда работников нового предприятия.

Вложения в строительство нового производственного комплекса должны составить не менее 500 миллионов за пять лет

Как пояснил вице-губернатор Вячеслав Кузин, эти решения соответствуют федеральной тенденции отказа от "мусорных инвестиций" и концентрации на современных высокотехнологичных производствах.

Но вопросы остаются. Администрация предлагает признать утратившим силу прежний закон о пониженной ставке и налога на прибыль. И это вполне логично, поскольку он будет дублировать новый. Но действующий пока документ устанавливает все льготы по налогу на прибыль, применяемые сейчас на территории Владимирской области. Не ухудшит ли это положение инвесторов, которые не попадают в категорию специальных? В соответствии со "старым" нормативным актом работающие во Владимирской области инвесторы получали также льготы на имущество. Но из-за изменения законодательства они могут лишиться и их. Не смогут воспользоваться льготами действующие инвесторы, решившие расширить свое производство. Отказ ожидает резидентов территорий опережающего развития или особых экономических зон, а также участников ранее реализованных инвестиционных проектов, инвесторов из сферы информационных технологий, транспортных, логистических и прочих услуг.

Так не навредит ли принятие нового закона инвестиционному климату Владимирской области и в целом ее экономике? Чиновники пока воздерживаются от оценок, мотивируя это неопределенностью количества участников региональных инвестпроектов, что не позволяет оценить объем выпадающих доходов от льгот.

- Мы посчитали целесообразным все-таки сохранить обе налоговые льготы - для региональных инвестиционных проектов и параллельно для инвестиционных проектов, реализуемых на общих основаниях, - рассказал председатель бюджетного комитета заксобрания Владимирской области Максим Васенин. - Одновременно предложили принять меры для доработки действующего закона "О господдержке" в части определения значимости проектов. Для того, чтобы льготы получили те проекты, которые реально в этом нуждаются. В этот список должны попасть субъекты бизнеса, объем инвестиций которых по отношению к собственному капиталу занимает существенную долю, гарантирующие уровень зарплаты не ниже средней по области и не имеющие просроченной задолженности по налогам и по заработной плате.

Свое слово сказали и ученые. Доктор экономических наук заведующая кафедрой экономики Владимирского филиала РАНХ и ГС Ольга Дигилина считает, что от изменения правил игры в инвестиционной сфере область выиграет.

- Несмотря на всю важность налогового инвестиционного стимулирования, нельзя забывать, что на принятие инвестором конечного решения влияют еще и другие факторы - амортизационная и денежно-кредитная политика, государственные гранты, субсидирование кредитной ставки, - утверждает она. - А если уровень экономики непривлекателен для инвестиций, никакие льготы и преференции не будут способствовать вложению в нее капитала. Важны условия по зарплате, которая должна быть не ниже средней по России. Она повысится. Сняты ограничения на учет в составе расходов на оплату труда любых выплат работодателей в пользу своих сотрудников вне зависимости от формы и способа этих выплат. А налоговые льготы дадут возможность направлять больше средств на эту статью.

Однако споры вокруг проекта не утихают. Вынести его на утверждение планируется до начала депутатских каникул.

Мнение

Владимир Седов, президент группы компаний, председатель городского совета директоров предприятий Коврова:

- Давайте говорить объективно: мелкий бизнес находится на данный момент в более выгодном положении по сравнению с остальными субъектами бизнеса - налоговые послабления, надзорные "каникулы" и т. д. "Крупняк" должен льготироваться - это однозначно справедливо. Но крупному бизнесу скорее не деньги нужны, а разумная экономия на каких-то стартовых процессах. Например, льготное подключение к энергосетям - к так называемой высокой стороне, чтобы покупать электричество не по 3,62 рубля с рынка, а по 1,18. Ибо в противном случае браться за любое энергоемкое производство нет смысла. Во Владимирской области есть подвижки в этом вопросе, и это правильно.

В регионах Экономика Финансы Налоги Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Владимирская область Владимир