16.05.2017 07:56
    Поделиться

    Как в Ростове зарабатывают на "умных" детских развлечениях

    В Ростове-на-Дону набирает темпы бизнес, связанный с детскими развлечениями. Как просчитать, что будет интересно такой непростой аудитории, насколько рентабельны эти предприятия и какую сумму готовы потратить родители на своих чад?

    Хочу все знать

    Частный музей науки не совсем обычное явление даже для городов-миллионников. То, что в Ростове такой существует, пожалуй, делает честь южному мегаполису.

    В "Лабораториуме" представлено больше сотни самых разнообразных устройств, которые демонстрируют, на что способна научная мысль. Здесь можно прокатиться на велосипеде с квадратными колесами, пройтись по зеркальному и лазерному лабиринтам, побеседовать о жизни на Луне с настоящим роботом Тори, отдохнуть на кровати йога, понять, почему летают самолеты, пальнуть из воздушной пушки и разобраться, наконец, с законами Ньютона. Организовала необычный музей Екатерина Беляк, женщина, наделенная многими талантами. Но самое главное - она мама четырех детей.

    - Я фанат просвещения, - говорит Екатерина. - Своих сыновей и дочерей убеждаю: вы можете не писать, как Рембрандт или Веласкес, но в живописи разбираться надо. Вы можете не играть, как Ростропович или Горовиц, но быть профаном в музыке неприлично. Так мы и бегали с детьми из музыкальной школы в художественную, потом на танцы, потом на иностранный язык. Постоянная круговерть! Но ведь учиться должны не только мои ребята. А возможность есть, к сожалению, не у всех. Как показать детям, что наука - это очень интересно?

    По мнению Екатерины, в сфере обязательного образования частный бизнес вряд ли может что-то изменить, это прерогатива государства. Но вывести на другой уровень детские кружки и секции предпринимателям вполне по силам. Так и родилась идея создать музей науки.

    Как тут все устроено

    "Лабораториум" - пример семейного бизнеса. Супруги Беляки технари, так что в основе их работы четкий расчет всех вариантов риска. Стартового капитала не было, начинали с нуля. Взяли в аренду помещение, в котором пришлось делать все заново: от коммуникаций до покраски стен.

    Чтобы наполнить экспонатами три этажа, изучили опыт других научных музеев. Что-то купили, а что-то смастерили самостоятельно. Зеркальный лабиринт, например, стоит 700 тысяч рублей, а если разобраться в его устройстве и сделать самим, то всего 200 тысяч. За шесть месяцев подготовительной работы и еще трех на обустройство музей был готов к открытию. Первоначальных вложений потребовалось немало, поэтому без заемных средств не обошлось. Но сейчас расходная часть минимальная: в процессе выхода на запланированную посещаемость вложений требовалось все меньше, постепенно смогли выйти на рентабельность 25 процентов. Чтобы повысить этот показатель, в музее предлагают провести дни рождения, выпускные и даже корпоративы.

    - Это сезонный бизнес, посещаемость зависит от массы факторов, - утверждает Екатерина. - Например, в период, когда дети готовятся к экзаменам, людей меньше. Наш бизнес чувствителен к общественным катаклизмам. Если где-то произошла авария с автобусом, то к нам уже не едут. Эпидемия гриппа, закрыли учебные заведения, - количество посещений падает. Но в среднем в месяц в музее бывает 4,5 тысячи человек. Возраст - от яслей до пенсии.

    Любителей науки можно разделить на два направления: школьные и семейные группы. Чтобы поток людей был равномерным, необходимо грамотно балансировать между ними, выдвигая интересные предложения и для первых, и для вторых. Кроме того, заключены договоры с 40 турфирмами, которые тоже обеспечивают поток посетителей.

    - Самое главное - качество услуги, - говорит Екатерина. - Интересно должно быть не только детям, но и взрослым. Обычная ситуация, когда приходят ребята с папами. При этом папа снимает пиджак, закатывает рукава и говорит: "Ну, давайте посмотрим, как тут все устроено".

    Мордор по-ростовски

    Одним из самых быстро развивающихся сегментов ивент-бизнеса в последние два года стали квестовые игры. Однако тех, кто решил смастерить собственный квест и заработать на этом, ожидает немало сюрпризов.

    - Самыми перспективными для квестового движения инвесторы считают регионы, столицы уже давно поделили этот рынок, - говорит один из владельцев такого бизнеса, рассчитанного в том числе и на детей, Роман Золотарев. - Местных игроков около 80 процентов, и 20 процентов рынка занимают франчайзи различных брендов. Оборудованная комната работает три года, потом надо менять концепцию.

    По мнению Золотарева, открыть квест в момент насыщения рынка - непростая задача. А сделать это для детей сложно вдвойне, ведь во главе угла безопасность. И все же предприниматели идут на риск.

    - Чтобы построить квест, надо разбираться в механике, конструировании и психологии, - утверждает Золотарев. - Даже если у вас умелые руки и хорошая фантазия, на это уходит от 4 месяцев до полугода. Учтите, что в Ростове еще ни один квест не открылся в рассчитанные сроки, а потерянное время - сплошные убытки. Строительство даже несложной комнаты с туалетом, операторской и зоной ожидания потребует не меньше 500 тысяч рублей. Прибавьте затраты на сайт и систему бронирования, на рекламу, и сумма перевалит за 600 и даже 700 тысяч. В строительство хорошей локации с двумя, как минимум, комнатами надо вложить уже 1,5 - 2 миллиона. Для посетителей же в среднем в Ростове квест стоит от 500 рублей до 2 тысяч.

    Никто из владельцев квестов в Ростове не шикует. Надо понимать, что без рекламы первое время будет не больше 10 игр в месяц. В результате получается слабо конкурентный продукт, неспособный на равных соревноваться с брендами. На продажу выставляется 1 - 2 местных квеструма ежемесячно. Чтобы заработать в данном сегменте, надо создать яркий продукт, например, детский квест с аниматором на особо популярную у этой аудитории тему, приключения хоббитов или что-нибудь про магию. Или купить франшизу. Роялти каждый франчайзер определяет самостоятельно, и ограничения владельца будут серьезно влиять на ваш бизнес.

    Комментарий

    Юрий Пономарев, кандидат экономических наук:

    - Идей для бизнеса на детских развлечениях масса: надувные аттракционы, школа танцев, аквапарк, организация компьютерных онлайн-соревнований, написание ответов от Бабы-яги и Деда Мороза. При грамотном бизнес-плане все они работают, потому что в развитом социуме расходы на детей постоянно растут. В городах-миллионниках родители ежемесячно тратят на ребенка около 15 тысяч рублей. Таковы результаты исследования компании Synovate Comcon. Это расходы на продукты, одежду, образование, лечение, мебель, игрушки, развлечения, карманные деньги. Около трети общей суммы - на еду. Еще 30 процентов родители выделяют на одежду и обувь для детей, около семи процентов - карманные расходы. Несовершеннолетние отлично понимают, что эти деньги они могут с полным правом потратить на развлечения, а все остальное (образование, еда, одежда, обувь и так далее) - зона ответственности родителей. Сегодня суммы, которыми распоряжаются дети, постоянно растут. Поэтому предприниматели, решившие заработать на детских развлечениях, сделали правильный выбор. А если это связано с образованием, то тут надо очень постараться, чтобы проиграть.

    Поделиться