"Италия - традиционно важный партнер России", - заявил Владимир Путин. Но за последние три года объем взаимной торговли сократился в 2,5 раза. Начало этого года стало приятным исключением.
"Основания для оптимизма есть", - уверен российский лидер. "Как только вы стали премьер-министром, товарооборот начал расти: за первые два месяца этого года - плюс 28 процентов", - сказал он итальянскому гостю. Капиталовложения сохраняются на высоком уровне. В прошлом году была принята дорожная карта в торгово-инвестиционной сфере, а правительство Италии выбрало Россию целевой страной для активизации делового сотрудничества.
Отношения между двумя державами Паоло Джентилони оценил как чрезвычайно успешные и даже отличные. "Мы всегда, и в самые трудные времена, которые, возможно, уже прошли, сохраняли доверие итальянских компаний к российскому рынку. И я думаю, это был правильный выбор", - сказал он.
Сотрудничество в энергетике для Москвы и Рима - приоритет. Россия поставляет в Италию газ, обеспечивая 43 процента ее потребностей, и рассчитывает на участие в перспективной работе по добыче углеводородов и строительстве новых магистральных газопроводов, в частности по южному маршруту. Успешно взаимодействуют "Роснефть" и "ЭНИ", в присутствии лидеров было подписано соглашение о расширении сотрудничества. Успешным назвал российский президент и взаимодействие в промышленности, науке, сфере высоких технологий, культуре и туризме.
Председательство в G7 перешло к Италии, и Джентилони не скрывал, что приехал и за тем, чтобы переговорить в преддверии встречи на Сицилии, которая состоится через 10 дней. На вопрос, какой "месседж" привезет из Сочи в Таормину глава итальянского правительства, он ответил так: "Весьма простой - Россия играет важную роль на международной арене... Мнение России должно быть темой наших дискуссий. Мы знаем, что нас соединяет и разделяет, но понимаем, что у нас общий интерес к международной стабилизации и борьбе с терроризмом". Путин же был краток. "Это секретная информация. Не могу вам об этом сообщить", - с улыбкой сказал он, явно намекая на "историю" с Дональдом Трампом и Сергеем Лавровым, которую только что прокомментировал на камеры.
Итальянские журналисты также спрашивали, возможно ли возвращение к формату G8. "Вопрос не в том, обернется ли "семерка" "восьмеркой", - ответил Джентилони, - а в том, что надо работать с важными партнерами, как например с Россией, чтобы найти общие точки для решения международных кризисов".
Путин же напомнил, что несколько лет назад саммит G8 должен был проходить как раз в Сочи, но партнеры сами не захотели приехать. "Мы всегда готовы принять тех, кто хочет сотрудничать с Россией", - сказал он. А саммит есть и другой - называется "двадцатка", и в этом формате Москва активно участвует. Впечатляющую программу предложил и китайский лидер. Так что если работать "без ограничений и политической предвзятости, нацеливаясь на максимальный результат в экономике и социальной сфере", то можно добиться результата, считает президент РФ. А если подчинять свои действия сиюминутной политической конъюнктуре, то ничего хорошего не получится, убежден он.
Про санкции Путин не сказал ничего, что логично: не Москва их инициировала, зачем комментировать. А вот итальянский премьер подчеркнул: "Мы все знаем, откуда родились санкции. Решения ЕС связаны с украинским кризисом. А положительный ответ связан с исполнением Минских договоренностей".
Автоматического возобновления санкций быть не должно, убежден Джентилони. "Нужно серьезное обсуждение развития ситуации на Украине", - считает он. В следующем году Италия председательствует в ОБСЕ, и есть особый интерес к решению, связанному с Украиной, продолжил итальянский премьер. "Никто не думает, что Италия разорвет связи с союзниками, но, конечно, нельзя принимать все решения, связанные с санкциями автопилотом, без переговоров", - твердо сказал он.
Говорили об отношениях России и ЕС. "Их нынешнее состояние нормальным назвать нельзя: необходимо постараться избавиться от излишней политизации и восстановить конструктивную атмосферу нашего взаимодействия", - считает Путин. Диалог Москвы и Брюсселя не должен прекратить работу из-за кризиса, связанного с Украиной, убежден Джентилони.
Лидеры обменялись мнениями о ситуации в Сирии, Ливии, на Украине и Корейском полуострове. Путин и Джентилони выступают за объединение усилий в противодействии главной угрозе современности - международному терроризму. "Есть общие угрозы и нам надо всем вместе ответить", - подчеркнул итальянский премьер. Конечно, в первую очередь его традиционно волновала Ливия: стабилизация там благоприятно скажется на всем регионе. "Есть надежда на установление гражданского мира в Ливии", - заявил Путин. Он рассчитывает, что к этому приведут договоренности, достигнутые на первой встрече политических сил этой страны.
Журналистов интересовали не только российско-итальянские отношения. Владимир Путин высоко оценил результаты поездки в США главы МИД Сергея Лаврова. Это был ответный визит после того, как принимали госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москве, сказал он. "Обычная, естественная международная практика". "Но в то же самое время мы видим, что в Соединенных Штатах развивается политическая шизофрения. Ничем другим я не могу объяснить обвинения президента (Трампа. - Прим. "РГ") в том, что он выдал Лаврову какие-то секреты", - добавил Путин. "Придется объявить ему замечание, выговор, потому что он этими секретами с нами не поделился: ни со мной, ни с представителями спецслужб, - с ироничной улыбкой сказал про главу российской дипломатии президент. - Это очень плохо с его стороны".
"Более того, если администрация Соединенных Штатов сочтет возможным, мы готовы предоставить запись беседы Лаврова с Трампом в сенат и конгресс США", - объявил Путин. Как пояснили в Кремле, аудиозаписи встречи Лаврова и Трампа не было, речь идет о стенограмме. "Вначале нам было смешно, на сегодняшний день нам не просто грустно, а вызывает озабоченность, - продолжил Путин. - До чего могут додуматься люди, которые генерируют подобную чушь, подобный бред, трудно себе представить". Путин отметил разжигание антироссийских настроений в Штатах: "Они раскачивают внутриполитическую ситуацию в США под антироссийскими лозунгами: либо они не понимают, что наносят вред своей стране, и тогда они просто тупые. Либо они все понимают, и тогда они просто опасные и нечистоплотные люди". "Но в любом случае это дело самих Соединенных Штатов и мы вмешиваться не собираемся", - заключил он.