Более тысячи километров тюменских дорог получат федеральный статус

Потрясающую новость опубликовали недавно многие отечественные СМИ: якобы Тюмень и Салехард к 2020 году соединит новая автотрасса. Это равнозначно сообщению о начале форсированного строительства автобана от Москвы до Западной Сибири со сметой на триллионы рублей. На самом деле речь о старом двухполосном асфальтобетонном тракте, связывающем Тюмень с северными регионами, и то незавершенном: до самого Салехарда можно добраться лишь в морозы - по зимнику. Новость же, как выяснилось, в том, что отдельные участки сей дороги получат другой статус, а это подразумевает некоторые существенные перемены.

Чтобы было проще вникнуть в суть изменений, посмотрим на карту федеральных дорог в границах "большой" Тюменской области. Меридиональная "трасса жизни" Тюмень-Новый Уренгой протяженностью 1526 километров только наполовину федеральная. Обозначенная номером Р-404, она "обрывается" близ Сургута, далее переходя в региональную - аналогично с западным ответвлением Р-404 - до Ханты-Мансийска. Отсюда тянется до границы Свердловской области и далее шоссе регионального значения. Вообще-то, это часть Северного широтного коридора Пермь-Томск - давно спроектированной стратегической транспортной артерии. "Коридор" до Томска все еще не пробит, а вот Югру по нему можно пересечь с запада на восток на хорошей скорости. Построена "широтка" преимущественно на средства окружного бюджета и, помимо дистанций, вошедших в Р-404, содержится за его счет.

Федеральный статус, как понимаете, подразумевает финансирование из госказны. Ну и с конца 2015 года - обязательный сбор с дальнобойщиков по системе "Платон". В Росавтодоре решили в течение двух-трех лет перевести в ранг федеральной дорогу за Сургутом - 1200 километров. Из них 884 - ямальские. Оказывается, и до Сургута на Р-404 есть участки (совокупной протяженностью 59 километров), за которые отвечает местная власть. С ними проблем не ожидается, документально процесс завершится летом. Будущее других пока в тумане: когда именно и на каких условиях перейдет в ведение агентства 344-километровый участок дороги Надым-Салехард? Его строительство затянулось, с деньгами напряг, а недоделы принимать в федеральную собственность не принято.

Тянуть от столицы Ямала шоссе на юго-восток начали, напомним, в 2010 году, планируя запустить сквозное круглогодичное сообщение к 2016-му. Сначала работы шли споро. По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, в силу внешнеэкономической турбулентности автономия недосчиталась за эти годы 64 миллиардов рублей. Быстро увеличивающийся дефицит бюджета заставил урезать траты на капстроительство и перенести срок сдачи объекта на 2020-й. В прошлом году дорожная отрасль автономии получила на все про все, включая устройство зимников, 3,28 миллиарда рублей, из них около 60 процентов ушло на долгожданную дорогу. С таким скудным объемом финансирования строительство затянется до 2025-го, ведь, по оценкам Уралуправтодора, требуется вложить еще 17 миллиардов рублей.

Правительство ЯНАО предложило Федерации взять часть затрат на себя. Пока идут переговоры с минтрансом, Росавтодор проанонсировал переход под его управление всей меридиональной трассы, вплоть до Салехарда. Вероятно, достроят ее совместными усилиями. Опыт имеется: принцип софинансирования прописан в заключенном в 2014 году соглашении о сотрудничестве между тюменским правительством и Федеральным дорожным агентством.

- Результат налицо, - говорит министр транспорта РФ Максим Соколов. - За это время на юге области показатель нормативного состояния федеральных дорог вырос с 35-40 до 70-75 процентов.

В 2016 году бюджет Уралуправтодора составлял около 14 миллиардов рублей. Свыше половины ушло на реконструкцию, содержание и ремонт тюменских дорог. Речь зашла уже - на официальном уровне - о расширении автострады Тюмень-Тобольск до четырех полос. Правда, обольщаться не стоит: будет это нескоро, ведь проект обойдется в сотню миллиардов рублей. Пока реально только строительство четырехполосных подъездов к Тюмени с севера, запада и востока.