Путин поручил ускорить разработку сверхтяжелой ракеты

Итоги совещания у президента России Владимира Путина по развитию космической отрасли подвел вице-премьер Дмитрий Рогозин. Речь шла о том, как зарабатывать деньги на космосе, а также о создании ракеты сверхтяжелого класса. Кроме того, стало известно о планах по будущему МКС.

"Помимо темы, которую мы обсуждали в рамках дистанционного зондирования Земли, то есть как сделать так, чтобы "Роскосмос" начал работать на рынке коммерческих услуг, на рынке космических услуг, научился зарабатывать, разговор у президента шел также и о серьезной перспективе, перспективе создания ракеты сверх тяжелого класса", - сообщил Рогозин.

Президент поставил задачу перед "Роскосмосом" обеспечить ускорение этих работ за счет разработки технологий, которые были представлены генеральными конструкторами, продолжил вице-премьер.

Также был одобрен план, который уже через несколько дней будет обсуждаться в Казахстане - это вопрос дальнейшего использования Байконура. "Мы планируем немедленно начать разработку ракеты среднего класса с расчетом на то, чтобы она была на рынке коммерческих услуг максимально конкурентоспособна с самыми последними американскими разработками - чтобы не потерять этот рынок", - пояснил Рогозин. Это ракета среднего класса грузоподъемностью на околоземной орбите около 17 тонн.

Вице-премьер подтвердил, что давал поручение проработать вопрос создания новой международной космической станции. "Действительно, мы пока договорились с американцами работать до 2024 года, по МКС. Надо иметь в виду, что американцы уже заявили, что с 2019 года они будут запускать астронавтов своими силами, они создают средства выведения. И также планируем, что МКС все более будет ориентирована на коммерциализацию", - пояснил он.

"Таким образом проект МКС имеет свое начало, но имеет и свой конец. И когда будет этот конец, решат уже переговоры с нашими американскими партнерами", - отметил вице-премьер.

"Никто не ставит под сомнение необходимость для России работы орбитальной станции", - заверил зампред правительства. "Либо это будет новая национальная орбитальная станция, либо это будет новый международный проект, - уточнил он. - Безусловно, в этом проекте будут участвовать тот существующий сегмент России на МКС, то есть мы его не собираемся никуда не убирать, ни топить ни в коем случае. Он абсолютно жизнеспособен после 2024 года". "Кстати говоря, в отличие от американского сегмента он способен автономно существовать на орбите. Потому что на нем есть все необходимые средства жизнедеятельности для космонавта", - добавил Рогозин.

И конечно, это запуск новых модулей, продолжил вице-премьер: модуль "наука", энергетический модуль, новый пилотируемый корабль. "Мы просто будем насыщать российский сегмент МКС новыми модулями и на основе этого появится новая конфигурация орбитальной станции", - отметил он.

"Дальше надо будет принимать решение: она будет обитаемая или периодически посещаемая космонавтами, - пояснил Рогозин. - Надо будет рассмотреть, и вопрос уже поставлен, какие дополнительные прикладные исследования можно проводить на базе этой орбитальной станции, с тем, чтобы наша пилотируемая космонавтика не превращалась в рутину". "И этот период крайне важно пройти до того момента, пока Россия не получит ракету сверхтяжелого класса, а это уже полеты не вокруг нашей планеты, это уже облет Луны, других космических тел", - сказал он.

"На рубеже после 25 года нам надо уже создать ракету сверхтяжелого класса, соответственно надо работать над пилотируемым кораблем. Это будет уже новый этап пилотируемой космонавтики", - подчеркнул вице-премьер.

То есть до 2024 года - МКС, а после с участием сегмента России на МКС создание станции (или международной, или национальной) с новыми экспериментами, подытожил чиновник. Дальше появится сверхтяжелая ракета, которая откроет широкие перспективы и для орбитальной пилотируемой космонавтики и для иных программ.

Говоря о космодроме Восточный, Рогозин подчеркнул, что, с одной стороны, нужно считать деньги. Особенно в условиях, когда Россия окружена и санкциями, и есть проблема экономического кризиса. "С другой стороны, если сегодня существует заинтересованность таких наших традиционных партнеров, как Казахстан, который готов вкладываться, в том числе и большими деньгами, в совместные с Россией проекты, приобретать тем самым и опыт, и статус космической страны, а за счет этого мы экономим наши бюджетные средства и имеем с географически выгодных позиций стартовую площадку уже на новой технологической основе, почему нет? Почему от этого надо оказываться?" - спросил он. "Тем более, что ракета, которая там будет испытываться, летать, в том числе с пилотирумым кораблем - одна из составных частей будущей сверх тяжелой ракеты", - добавил вице-премьер.

"Поэтому здесь логика совершенно очевидна. Конечно, можно потратить сотни миллиардов рублей на Восточном, чтобы сделать то же самое, но нам кажется, что минимизация всевозможных рисков происходит за счет вовлечения в общую работу. И такое взаимопонимание у нас с казахстанскими коллегами уже присутствует", - заверил вице-премьер.

"Что касается Восточного, то все программы, которые запланированы, будут реализованы", - подчеркнул зампред правительства. К 2021 году будет обеспечен пуск Ангары, а уже после 2025 года нужен пуск Ангары с водородным блоком. "Она также крайне необходима для дальних космических полетов, для создания сверх тяжелой ракеты", - уточнил он.

"Поэтому, конечно, определенная корректировка наших планов по Восточному будет возникать, но, прежде всего, за счет просто такого партнерского предложения Казахстана и в логике действий, которые позволят и деньги сэкономить, и одновременно начать параллельно создание новых средств выведения", - отметил Рогозин.

"Нам уже не в затылок дышат американцы, в плане создания новых систем выведения, - у нас просто есть живой конкурент и мы не хотим потерять рынок. Для того чтобы его не потерять, надо не стонать, надо действовать очень энергично, жестко и агрессивно даже на этом рынке. Поэтому на этот рынок надо выходить с новыми ракетами-носителями, с новыми программами, новыми услугами", - объяснил вице-премьер.

"Вот поэтому первая часть, которая касается дистанционного зондирования Земли, то, что президент одобрил, то, что из космоса мы можем извлекать большие средства просто для экономики страны, просто деньги конкретно будем зарабатывать, и вторая, это конечно, новые средства выведения - не потерять то, что всегда было первым местом для России - это услуги по выведению полезных нагрузок в околоземное пространство - за счет того, чтобы ответить американским вызовам, ответить тому же господину Маску, который большой молодец и который всех подстегивает, чтобы все работали хорошо и за меньшие деньги создавали хороший продукт", - подвел итог совещанию вице-премьер.