29.05.2017 22:19

Впереди поворот

Через десять лет большинство водителей пересядут на съемные авто и беспилотники
Уже через десять лет мировой автомобильный рынок ждут глобальные перемены, а компаниям-производителям придется полностью переписывать свои бизнес-модели. И Россия, считают эксперты, может принять в этом активное участие. Если, конечно, наш автопром и сопутствующие сервисы успеют снять ногу с педали тормоза.
Сидя в автомобиле с автопилотом, водителю придется самому решать, на что потратить свободное время. Фото: REUTERS Сидя в автомобиле с автопилотом, водителю придется самому решать, на что потратить свободное время. Фото: REUTERS
Сидя в автомобиле с автопилотом, водителю придется самому решать, на что потратить свободное время. Фото: REUTERS

Возмутителями спокойствия стали аналитики исследовательской организации RethinkX, которые рассчитали, что только в США число владельцев собственных машин к 2030 году упадет на 80 процентов.

На чем же они будут ездить? На беспилотных арендуемых авто и на "обычных" автомобилях в рамках услуг каршеринга и райдершеринга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. - Прим. ред.).

Предпосылки к такому развитию ситуации действительно есть, считают эксперты. В тех же США машина в течение дня используется лишь 4 процента времени. А уже к 2021 году, предполагают в RethinkX, стоимость одной мили на автомобиле по формату райдершеринга будет в 4-10 раз дешевле, чем если бы вы проехали ее на собственной машине. Автомобили в Новом Свете потребляют до 400 миллиардов галлонов топлива в год (в пересчете на европейские меры объема это 1,5 триллиона литров!). Второй момент связан с ДТП - по всему миру ежедневно в происшествиях на дороге погибает около 3,5 тысяч человек.

В результате "существующая 100 лет бизнес-модель автомобильного рынка переживет радикальную трансформацию. Само понятие рынка изменится, а на передний план выйдет не количество проданных автомобилей, а количество пройденных миль", - сообщает аналитический отчет уже другой организации - американского банковского холдинга Morgan Stanley. Уверяя, что большинству сегодняшних требований мобильности вполне соответствуют электротранспорт, каршеринг и, в относительного близком будущем, машины-беспилотники. В Сингапуре, кстати, уже вовсю ездят беспилотные такси, которых в конце прошлого года насчитывалось 8 штук.

Отдав управление машиной на дороге автопилотам, человечество приобретет 600 миллиардов свободных часов

Россия в этом сегменте уже постепенно собирается вступать в игру. Так, например, более 40 километров федеральной трассы между Казанью и Набережными Челнами планируется адаптировать для движения беспилотного транспорта. В первую очередь его будут использовать для грузоперевозок на беспилотных КамАЗах, разработка которых может завершиться в ближайшие годы.

Предложенный Morgan Stanley вариант развития авторынка все-таки довольно далек от реальности, считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. "Но что можно сказать более-менее точно - однозначно изменится система продаж и обслуживания - все больше производителей будут переходить на онлайн-продажи и дилерские центры в классическом понимании станут не нужны", - считает он.

И все же одной из главных проблем, которые возникнут в результате освобождения человека от управления машиной, станет проблема свободного времени. В результате обязательно придется переформатировать рынок ритейла - отдав руль роботу, человечество приобретет около 600 миллиардов свободных человеко-часов. Которые можно и нужно будет монетизировать, заняв бывшего водителя в это время просмотром фильмов, прослушиванием музыки, перекусом, наконец.

В общем, дав ему возможность заплатить за товар или услугу. И за это время и эти деньги уже совсем скоро начнется реальная борьба.

Хотя, вполне возможно, что переформатировать автопром еще рановато. Только за последние три года в мире было продано более 50 миллионов машин, которые не являются электромобилями, не используются в каршеринге и не имеют автопилота. А значит, водители еще пригодятся.

В будущем изменится не только структура рынка, но и внешний вид автотранспорта. Фото: EPA