Новости

Автошколы ждут от ГАИ подвоха на экзаменах
В "Российской газете" эксперты и руководители автошкол обсудили риски и сложности приема экзаменов на базе учебных организаций.
Автошколы и кандидаты в водители хотели бы понять, к кому придет ГИБДД принимать экзамен. Фото: Курпяева Олеся Автошколы и кандидаты в водители хотели бы понять, к кому придет ГИБДД принимать экзамен. Фото: Курпяева Олеся
Автошколы и кандидаты в водители хотели бы понять, к кому придет ГИБДД принимать экзамен. Фото: Курпяева Олеся

Накануне вступили в силу два приказа МВД о взаимодействии с автошколами. Первый устанавливает требования к автошколам для приема на их базе экзаменов на права. В результате учебная организация должна получить заключение ГИБДД. Второй утверждает основания для приема ГИБДД экзаменов на базе той или иной автошколы, получившей такое заключение.

Сдать экзамен в ГАИ не выходя из стен родной автошколы - казалось бы, мечта любого кандидата в водители. Однако нормативные акты оказались неоднозначными. Они вызывают у экспертного сообщества немало вопросов. Причем, по мнению экспертов, не только действующие документы нуждаются в корректировке и доработке, но требуются новые для полноценного оказания этих услуг. Поэтому обсуждение началось с темы аннулирования прав водителей, которое последнее время становится массовым явлением.

По данным только московской прокуратуры, в прошлом году было аннулировано 320 водительских удостоверений. Причиной стало то, что люди, получившие права, состояли на учете в нарко- и психдиспансерах. И это только по Москве.

Медицинские противопоказания - не единственный повод для аннулирования прав. Региональные прокуратуры направляют предписания для аннулирования и в случаях, когда автошкола, в которой обучался водитель, не имела лицензии или действующего заключения ГИБДД. Также аннулируют права, если выяснится, что свидетельство о получении образования водитель просто купил.

А эти люди были допущены к экзамену в ГИБДД и успешно его сдали. Хотя при таких противопоказаниях ни о каком экзамене и речи идти не должно.

Автошколы могут остаться без заключения ГИБДД, а кандидаты в водители - без водительских прав

И дело тут не в том, что ГИБДД их плохо проверяет. А в том, что у инспектора нет даже возможности проверить достоверность и подлинность предоставленных медицинских справок, свидетельств об образовании и лицензии автошкол.

Между тем еще в 2013 году должен был появиться реестр документов об образовании, который должен был создать Рособрнадзор по поручению правительства. В нем были бы все выданные свидетельства. И тогда проверить документы было бы проще простого. Купить такое свидетельство стало бы проблемой. А левая автошкола не смогла бы внести документ в реестр.

Тогда же было поручено минздраву создать реестр медицинских справок. Тогда в ГИБДД с легкостью отличили бы подлинный документ от поддельного. А информация, состоит ли человек на учете в том или ином диспансере, была бы как на ладони. Но минздрав утверждает, что не может открывать врачебную тайну. Хотя от них никто не просит диагноз, а лишь подтверждение: годен или не годен, состоит, не состоит. Этих реестров до сих пор нет. В итоге страдают люди. На дороги допускают наркоманов. А честные водители, отучившиеся в мошеннической школе, лишаются прав.

Сейчас некоторым автошколам необходимо снова получить заключение ГИБДД. Госавтоинспекция направила в подразделения письмо, в котором говорится, что готовится приказ о порядке проверки автошкол. Но при этом отменяется действие предыдущего письма, которым ранее этот порядок был установлен. То есть автошколы могут остаться без заключения ГИБДД. А кандидаты в водители - без прав.

Что же касается вступивших в силу приказов, то они не устанавливают обязанности ГИБДД принимать экзамен на базе автошколы, даже если она получила соответствующее заключение. Таким образом, учебные заведения ставятся в неравное положение. К кому-то ГИБДД захотела прийти, а к кому-то нет. Эксперты видят в этом коррупционную составляющую. Понятно, что кандидаты предпочтут ту школу, в которую ГИБДД приходит.