31.05.2017 20:20
    Поделиться

    Зачем в Тюменской области создают музейное объединение-гигант

    На небывалую для постсоветской России реорганизацию музеев, проходящую в Тюменской области ("РГ-Неделя" от 09.03.2017, "Репин за динозавром"), жестко отреагировали минкультуры, прокуратура, ОНФ. За происходящим наблюдают музейщики других регионов: при желании власти могут, ссылаясь на прецедент в Западной Сибири, запустить аналогичный процесс. Заключается он в объединении всех значимых музеев, независимо от их профиля, под одной административной крышей и размещении сотен тысяч экспонатов - от сохи до шедевров мировой живописи - в одном здании.

    Ликвидация Тюменского музея изобразительных искусств (ТМИИ) со спешной перевозкой в морозы картин, скульптур, икон, ковров, их складирование в еще не приспособленных для длительного хранения помещениях вызвала недоумение и возмущение не только у искусствоведов. У экспертов профильного министерства, надзорных структур масса вопросов к реформаторам.

    В мае на имя тюменского губернатора отправлено письмо, завизированное Николаем Малаковым, на момент его подписания временно исполнявшим обязанности главы минкультуры. В правительственное учреждение, региональный и федеральный парламенты, сообщает он, поступают обращения от работников отрасли, общественников, которых возмутили безапелляционные действия местных чиновников. Пара обращений пришла и в "РГ". В письме Малакова содержатся следующие выводы. Образованному полгода назад региональному музейно-просветительскому объединению негласно переданы коллекции и предметы из состава Госфонда РФ стоимостью далеко за сто миллиардов рублей. Распорядителя этих богатств о их судьбе даже не уведомили. Тихой сапой тысячи ценнейших экспонатов, включая шикарную коллекцию картин классиков русской живописи, перемещены из здания ТМИИ в выстроенный за 20 лет с горем пополам краеведческий мегакомплекс.

    Решение руководства департамента культуры спровоцировало конфликт между чиновниками и хранителями ТМИИ. Последние взывали к разуму и прокуратуре: "Это же варварство!". А их в глаза и за глаза называли саботажниками, бездельниками. Итог: почти все несогласные ушли "по собственному желанию". "Не вписавшиеся в требования времени" сотрудницы подозревают, что им отомстили в том числе и за прошлогоднее "унижение", когда руководитель (теперь уже бывший) департамента культуры на пару с подчиненным под покровом ночи и при отключенной сигнализации вынесли из ТМИИ три картины тюменского пейзажиста. Не для себя - в дар высокопоставленной персоне. О "небывалом похищении" сообщили десятки СМИ.

    В этом году музей готовился отметить 60-летие. А его закрыли. Похоже, навсегда.

    У экспертов министерства культуры, надзорных структур масса вопросов к реформаторам

    Лица, под чьим контролем проходила эвакуация коллекций ТМИИ, публично уверяли: произведения искусства сберегались в неприемлемых условиях и вот наконец появилась возможность переместить их в оснащенные всем необходимым фондохранилища. Они, мягко выражаясь, лукавили. Специалисты минкультуры ужаснулись увиденному. В письме Николай Малаков констатирует: не соблюдены требования по транспортировке музейных предметов, иные повреждены, лежат в упакованном виде, поскольку специальных стеллажей нет, о соблюдении температурно-влажностного и светового режима говорить не приходится. Грубейшие нарушения законодательства подтвердила и прокурорская проверка.

    - Истинная причина аврального переезда такова: здание ТМИИ реконструируют для размещения мультимедийных экспозиций с прицелом на многолюдные экскурсии, прежде всего из числа туристов. "Удачное" место - припарковаться негде!.. У нас нет уверенности в том, что все предметы находятся в фондохранилище и в последующем что-то не спишут и не выведут из госреестра, - говорит руководитель одной из рабочих групп отделения ОНФ Татьяна Леонгард.

    В "Ночь музеев" участников платной экскурсии в музейный комплекс (откроют его в следующем году) завели в фондохранилище, с гордостью продемонстрировали клеточные ячейки для размещения картин в запасниках.

    - Показали, чтобы общественное мнение успокоить. Распаковали лишь толику полотен. Оборудование для хранения прочих не закуплено. Зато на портале госуслуг разместили тендер на разработку проекта капремонта крыши хозкорпуса - протекает. "Сырой" комплекс-то. Для "приема" картинной галереи его вообще не планировали, - поясняет кандидат искусствоведения, эксперт минкультуры Елена Козлова-Афанасьева.

    Схожая реформа шла в Тобольске. Ее поручили провести замглавы Нижнетавдинского района Светлане Сидоровой (ныне доктору музейного дела), пересадив ее в кресло директора государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Она уже на старте закрыла музей духовной культуры Западной Сибири, поставив сотрудников перед фактом аврального перемещения экспонатов. Но столкнулась с отчаянным сопротивлением большой группы горожан и пошла на попятную. Последовали судебные процессы, жесткая "кадровая чистка".

    - Эти люди привыкли работать по старинке, противопоставили себя в целом здоровому коллективу, - объясняла директор.

    Сегодня под ее началом три музейных комплекса - тюменский, тобольский, ялуторовский. Скоро к ним прибавится - после регистрации - ишимский. То есть все лучшие музеи области. Беспрецедентная концентрация. С приходом опытного менеджера помимо ТМИИ "резке" подвергся археологический музей-заповедник на озере Андреевском.

    Представители минкультуры спрашивают тюменцев: чего вы хотите добиться? Глава областного департамента культуры Виктор Новокаускас говорит о "грамотном перенаправлении финансовых потоков" и приводит "основной довод": "Без единого музейного пространства невозможно создать сильный туристический кластер".

    - Странный аргумент. В популярных у туристов городах мира множество музеев, и никто их не сколачивает в кластер. Приступы музейного гигантизма в нашей стране случались: в 20-е годы, к примеру. Эффект был или нулевой, или чаще отрицательный. Еще раз поэкспериментируем? - задается вопросом Елена Козлова-Афанасьева.

    Мнения

    Станислав Ткаченко, директор Челябинского музея изобразительных искусств:

    - В 2005 году мы пережили процесс юридического объединения картинной галереи и музея декоративно-прикладного искусства Урала. Но это близкие, даже обогащающие друг друга направления. Объединять же музеи разного профиля, да еще под одной крышей, - большая ошибка. Чем крупнее город, тем больше в нем должно быть музеев - разных, самостоятельных. Екатеринбург - всем в пример.

    Светлана Сидорова, гендиректор Тюменского музейно-просветительского объединения:

    - Совместная работа музеев станет более эффективной. Объединение - это множество интересных людей, проектов, возможностей, обогащающих и дополняющих друг друга. Разрабатываем новую концепцию представления существующих ресурсов. Поле деятельности не ограничится только музеями Тюмени, Тобольска, Ялуторовска и Ишима. В районах около 30 муниципальных музеев, есть школьные, и они нуждаются в поддержке.

    Диляра Гадирова, председатель общественной организации "Добрая воля":

    - Жители Тобольска опасаются изъятия наиболее ценных экспонатов музея-заповедника. Нас успокаивают: это делается для реставрации и консервации предметов. Во-первых, в городе есть площади для хранения, во-вторых, серьезные реставрационные работы выполняют в мастерских других регионов. Слияние музеев двух городов, на наш взгляд, подрывает идею создания западносибирского туристического центра на базе историко-культурных достопримечательностей Тобольска.

    Поделиться