Межгосударственный авиационный комитет опубликовал первый отчет о расследовании авиакатастрофы в Турочакском районе Республики Алтай, в которой погибли пятеро человек. Основной причиной крушения вертолета названа ошибка пилотирования. Ранее Росавиация прекратила поиски воздушного судна.
Напомним, 12 февраля после взлета с кордона Кокши Robinson-66 упал в Телецкое озеро. Вертолетом управлял опытнейший летчик-испытатель Дмитрий Ракитский. Коллеги говорят о нем как об одном из лучших российских пилотов. Особенности винтокрылой машины он знал досконально. Ракитский впервые в мире посадил вертолет Robinson R66 в условиях Северного полюса, а также совершил на нем "кругосветку" за 43 дня, преодолев около 40 000 километров.
На борту разбившегося вертолета летели супруга пилота Елена Ракитская, директор компании HeliClub Мария Козинцева, известный бейсджампер Глеб Вореводин и бывший вице-премьер правительства Республики Алтай, бизнесмен Анатолий Банных.
Специалисты МАК восстановили картину катастрофы. Как стало известно, компания отправилась на воздушную прогулку с базы Самыш - на термальный источник, находящийся рядом с поселком Теплый Ключ. Полет планировался в воздушном пространстве класса "G". При этом план полета воздушного судна не подавался в зональный центр единой системы организации воздушного движения РФ. Командир воздушного судна не запрашивал метеорологическую информацию.
- При возвращении на посадочную площадку Самыш вертолет попал в неблагоприятные метеоусловия, - сообщили "РГ" в МАК. - По объяснениям местных пилотов, наиболее вероятно, перевал по кратчайшему расстоянию до площадки Самыш мог быть закрыт низкой облачностью, и командир воздушного судна принял решение следовать в обход - через водораздел рек Кобул и Кокши, так как его высота на 250 меторов ниже высоты перевала, - с выходом на кордон Кокши.
Как уже сообщала "РГ", кордон находится в запретной зоне Алтайского государственного природного биосферного заповедника. Полет там выполнялся без получения разрешения.Командир совершил вынужденную посадку на кордоне, так как там было обогреваемое жилье и связь. По свидетельству очевидцев, дважды попадавший в авиакатастрофы бизнесмен Анатолий Банных настаивал на том, чтобы остаться на Кокши до утра и переждать непогоду. Но одна из пассажирок настоятельно просила вернуться на базу, чтобы ночевать в комфортабельных условиях.
Командир вертолета вышел на улицу, оценил метеоусловия и сказал, что можно лететь. Между тем в данном районе уже было объявлено штормовое оповещение. По словам очевидцев, видимость была очень плохая, дул сильный северный ветер, шел снег.
- Полет выполнялся до восхода луны. Была сплошная высоко-кучевая облачность. На предполагаемой линии пути световые ориентиры отсутствовали, - говорится в отечет МАК. - После взлета КВС выполнил набор высоты с правым разворотом по спирали. После пролета кордона еще раз выполнил правый разворот и продолжил полет в северо-западном направлении.
Около 12:40, по словам очевидца, произошло столкновение вертолета с водной поверхностью на удалении около одного километра от места взлета. После столкновения вертолет затонул.
Поиски воздушного судна продолжались несколько недель. На Телецкое озеро прибыли судно на воздушной подушке из Бердска, барокамера с водолазами, оснащенными специальным оборудованием и снаряжением, в том числе подводным робототехническим комплексом для проведения глубоководных поисковых работ. Из Иркутска в Горный Алтай экстренно доставили телеуправляемый подводный аппарат "Фалькон". Глубина водоема в месте падения составляет более 200 метров.
Однако спасателям удалось обнаружить тело только одной пассажирки - супруги пилота Елены Ракитской. Ее прибило волнами к берегу.
Среди других нарушений, выявленных специалистами комиссии, - просроченное медицинское заключение у пилота, отсутвие у воздушного судна поплавков. Корме того, после удара на вертолете не сработал сигнал аварийного радиомаяка.
В настоящее время поисковые работы на Телецком озере прекращены. Комиссия по расследованию авиакатастрофы также приостановила свою работу до возможного обнаружения вертолета или появления другой существенной информации.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"