05.06.2017 00:07
    Поделиться

    Легко ли найти работу выпускнику кафедры экологии

    Для школ подготовили новые пособия по экологии
    Легко ли найти работу выпускнику кафедры экологии? Надо ли рассказывать в детском саду, что такое целлофан? Зачем школьникам "Климатическая шкатулка"? Об этом и многом другом "РГ" рассказывает заведующий кафедрой общей экологии биологического факультета МГУ, профессор Дмитрий Замолодчиков.

    Биология - один из самых популярных предметов у школьников на ЕГЭ. А сколько студентов выбирают профессию эколога?

    Дмитрий Замолодчиков: В прошлом году мы впервые взяли на отделение экологии и природопользования группу студентов. Это 25 человек. Но кафедры экологии есть еще на географическом факультете, на факультете почвоведения. Так что выпуск экологов из МГУ гораздо больше.

    А куда идут работать экологи? Есть для них вакансии?

    Дмитрий Замолодчиков: Экологи, безусловно, нужны. Выпускники могут работать в самых разных отраслях, в научных институтах, в сфере образования, многочисленных отделах природопользования, окружающей среды в администрациях регионов, муниципальных объединений. Есть отделы окружающей среды во многих фирмах и госкомпаниях, которые разрабатывают новые технологии очистки воды, одним словом, их бизнес связан с улучшением качества жизни. Ждут экологов в общественных организациях, в том числе международных.

    Педагоги считают, что начинать экологическое образование надо как можно раньше. Но сами к этому не всегда готовы. Недавно на конкурсе ребят из детского сада спрашивают: какая часть бытового мусора самая вредная для окружающей среды? Дети с помощью педагогов дали ответ - целлофан. Но это не так. Выходит, воспитателей самих надо учить основам экологии?

    Любое решение в сфере охраны природы является конфликтным

    Дмитрий Замолодчиков: В основном вред наносит полиэтилен, а не целлофан. Но я бы не делал из этой неточности трагедии. Главное, у них есть понимание, что пластиковый мусор вредит природе. Необходимо различать вещи, связанные с экологическим воспитанием и образованием. В детском саду, школе надо вести экологическое воспитание. Надо учить детей чувствовать ответственность за ту среду, которая нас окружает. Детям надо давать базовый комплекс знаний о том, что такое окружающая среда, рассказывать об антропогенном воздействии на нее в самых разных формах и при этом формировать активную жизненную позицию. Если мы говорим о том, что пластиковый мусор вреден для природы, надо предложить детям задания, связанные с предохранением окружающей среды.

    Есть ли учебники или пособия по экологии для школ или детских садов?

    Дмитрий Замолодчиков: Авторский коллектив из разных организаций, в том числе МГУ, при поддержке одной из программ ООН разработал наглядное пособие для школ - "Климатическая шкатулка". Это комплект учебных материалов, где много игровых карточек, иллюстраций, наглядных пособий с заданиями, которые повышают экологическую грамотность. Такую "шкатулку" можно использовать в преподавании биологии, географии, окружающего мира. С прошлого года в порядке эксперимента это пособие используется в школах Москвы и Сочи.

    В продажу оно не поступало, распределялось по школам. Но в электронной форме все это есть в Интернете и пособие можно скачать. Кстати, есть такие же пособия "Шкатулка Черного моря", "Байкальский сундучок".

    Уроки экологии в школе остались?

    Дмитрий Замолодчиков: Существуют учебные программы и учебники по экологии для средней школы, но преподается этот предмет не во всех школах. Многие темы экологии рассматриваются в предмете "Окружающий мир".

    Вред природе человек наносит очень быстро. А сколько времени понадобится, чтобы восстановить окружающую среду?

    Дмитрий Замолодчиков: Есть конкретный пример, когда, навредив, человек смог исправить ситуацию - истощение озонового слоя. В 1970-е годы было обнаружено, что количество озона в стратосфере сокращается по всему земному шару, появляются озоновые дыры. Исследования показали, что проблема связана с массовым производством и использованием так называемых озоноразрушающих веществ. В первую очередь, это различные газы, где содержался хлор, который, попадая в озоновый слой, вызывал каталитическую реакцию и приводил к разрушению озона. В 1985 году была принята Венская конвенция, а в 1987 году Монреальский протокол, согласно которому страны обязались прекращать и сокращать производство озоноразрушающих веществ. Страны выполнили свои обязательства, и с середины 1990-х годов регистрируется возрастание содержания озона в атмосфере. Если так будет продолжаться, то к 2050 году содержание озона будет полностью восстановлено. Получается, времени на восстановление понадобится в два раза больше.

    Год вредим, два года исправляем ситуацию?

    Дмитрий Замолодчиков: Совершенно верно. Это справедливо и по отношению к климатическим проблемам.

    Раньше штраф за загрязнение окружающей среды предприятию было выгоднее заплатить, чем устранять последствия. А как сейчас?

    Дмитрий Замолодчиков: По большому счету так же. Любое решение в области охраны природы является конфликтным, потому что надо принимать во внимание интересы развития экономики. Иначе у нас все лампочки погаснут, автомобили исчезнут с улицы, а мы переселимся в пещеры. С другой стороны, допускать деградацию окружающей среды тоже нельзя. Все последствия в результате вернутся к человеку. Почему такое внимание к вопросам экологии появилось в 1950-60-е годы. Потому что в Западной Европе начались кислотные дожди, Рейн превратился в сточную канаву, и все это стало сказываться на жизни людей. Так что любое решение должно приниматься с учетом баланса интересов. Ранняя стадия накопления капитала обычно связана с негативным отношением к окружающей среде. Когда постепенно происходит увеличение ВВП на душу населения и улучшение уровня жизни, люди начинают задумываться не только о хлебе насущном и своих деньгах, но еще и о том, что находится вокруг них. И поэтому в развитых странах интересы охраны природы обычно преобладают над интересами экономического развития.

    Вопрос ребром

    Назовите три самых актуальных проблемы в области экологии, над которыми будут работать российские ученые через 5-10 лет?

    Дмитрий Замолодчиков: Это охрана рек и других водоемов в европейской части нашей страны, проблема рационального использования лесов и почв, технологии вторичного использования и переработки отходов.

    Поделиться