09.06.2017 16:11
    Поделиться

    В Воронеже сыграли концерты "против скрипки"

    Неожиданный камерный ансамбль сложился на Платоновском фестивале из-за болезни итальянского виолончелиста Джованни Соллима. Музыканты, вышедшие ему на замену, открыли воронежское публике макабрическое Трио Шостаковича.

    Соллима должен был выступать в Воронеже с коллегой по инструменту Борисом Андриановым. Но простудился и не приехал.

    Тогда в компании с Борисом на сцену вышла корейская скрипачка из Германии Клара-Джуми Кан, давшая накануне концерт с оркестром, и пианистка Полина Осетинская, которая играла на открытии фестиваля-2017. Собственно, и сам Андрианов на этой неделе уже появлялся на воронежской сцене - вместе с Большим симфоническим оркестром имени П.Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

    Каждый в итоге отыграл по два концерта, что стало для публики прекрасным и, если учесть программу, стильным подарком. Бетховен, Брамс, Шуман с одной стороны и Шостакович с другой как нельзя лучше воплощали образ "прекрасного и яростного" мира, как его определял Платонов. Немецкая музыка, при всей серьезности, несла фестивальным слушателям светлую радость. Русская - побуждала сомневаться и сопереживать.

    Первым прозвучал Шостакович: БСО исполнил его музыку к советско-германскому фильму "Пять дней - пять ночей" (о спасении картин из Дрезденской галереи в годы Второй мировой) и, с Борисом Андриановым, Первый концерт для виолончели с оркестром. Солист проявил очень тонкое, бережное отношение к этой музыке, и даже не самые искушенные слушатели, для которых Шостакович - синоним чего-то заведомо непонятного, остались под сильнейшим впечатлением.

    Потом был Брамс. Его ре-мажорный концерт, по легендарному отзыву дирижера-современника, написан "против скрипки" ("вопреки скрипке"): от солиста требуется незаурядная техника. Виртуоз Пабло де Сарасате в свое время отказался исполнять это произведение - не хотел "стоять на трибуне со скрипкой в руках и слушать единственное адажио гобоя".

    Клара-Джуми Кан такого упрямства не проявляет:

    - Играть - моя работа, надо к каждому композитору подходить со страстью. Репетиции и выступления для меня - то, за что музыканту платить необязательно. За путешествия, сбой биологических часов, стресс перед концертом - да, пожалуй. Я люблю классическую музыку, слушаю ее много. Но когда готовлю программу, стараюсь не слушать исполнение того произведения, которое собираюсь играть. Человеческий ум очень впечатлителен, можно что-то невольно скопировать… Гораздо лучше помогает прослушивание других сочинений того же автора. Например, до поездки в Воронеж я играла Брамса в Москве, а в плеере стояли его фортепианный концерт, Двойной концерт и симфония.

    В том, что Кларе удается сохранять и совершенствовать свой творческий почерк, смогла убедиться публика Платоновского. Солистка играет на скрипке Страдивари "Экс-Штраус" с необычным, очень красивым звуком. И уверена, что все возможности инструмента ей еще не открылись - чтобы подружиться, нужно время.

    Лауреат конкурса имени Чайковского 2015 года, Кан занимается музыкой с трех лет. В четыре поступила в Высшую школу музыки Мангейма (класс Валерия Градова), став самой юной ученицей в ее истории. Занималась в Высшей школе музыки Любека у Захара Брона - знаменитого педагога, вырастившего целую плеяду вундеркиндов. В шесть лет дебютировала с Гамбургским симфоническим оркестром, позже окончила Корейский национальный университет искусств и выиграла множество престижных наград.

    В 2012 году одна из крупнейших корейских газет включила Клару-Джуми в сотню "самых перспективных и влиятельных людей" страны - девушка занимается благотворительностью, посещать сиротские учреждения, проводит мастер-классы.

    - Не могу сказать, что у меня есть карьерные планы. Я не верю в быстрые достижения в классической музыке. Тут все происходит медленно, с "застреваниями", и мне это нравится, - призналась скрипачка.

    Парад солистов завершился триумфально: Брамс от Клары-Джуми Кан и Полины Осетинской, Шуман от Осетинской и Бориса Андрианова, затем их общий Шостакович. Его Трио № 2 ми минор в Воронеже исполнялось впервые. Сочинение, посвященное памяти музыковеда и худрука Ленинградской филармонии Ивана Соллертинского (он умер в дни Великой Отечественной), напоминает о Danse macabre и пронизано ненавистью к смерти. Венцом вечера стал Тройной концерт Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Солисты, у которых на подготовку был всего один день, показали редкое единодушие в трактовке произведения, слаженность и точность.

    Ну а на бис был симфо-рок - его готовили к "сумасшедшей" программе Андрианова и Соллимы, но драйвовое исполнение на ура прошло и после Бетховена. К гостям присоединились молодые воронежские музыканты Антон Андреев, Арсений Мингалев и Никита Шишкин, виолончель подхватили как бас-гитару… Филармоническая публика, можно сказать, ревела от восторга.

    Прямая речь

    Владимир Федосеев, дирижер, руководитель Большого симфонического оркестра имени П. Чайковского:

    - Чтобы классическая музыка имела молодую аудиторию, надо больше играть специально для детей, искать новые пути к ним. Мы стараемся это делать везде, где бы ни были. Однажды сделали открытую репетицию для учеников общеобразовательных школ. Столько людей пришло! Я рассказал о программе, о том, в каких обстоятельствах писалась музыка. Во время игры тишина в зале стояла - комар не пролетит! Потом ребята к нам подходили, живо интересовались, где какой инструмент, как стать дирижером или кларнетистом… Англичане устраивают променадные концерты: люди слушают стоя у столиков с напитками, в начале и конце звучит популярная классика, а в середине - современные сочинения (чтобы не отпугнуть народ). Увы, достойной, высокой современной музыки не так много. Свиридов, Гаврилин… А дальше никого. Распалась связь времен. Мы даже в консерватории объявляли конкурс на лучшее произведение - результат не обрадовал. И на Западе так же происходит. А что, поэты есть? А что, писатели есть? Что-то мешает нам развиваться. Телевидение мешает.

    Клара-Джуми Кан, скрипачка:

    - В Южной Корее молодежь в филармонических залах преобладает. И внешние эффекты тут не причем. За Россию я в этом плане не беспокоюсь - тут богатая история искусств, ко мне после концертов часто с энтузиазмом подходят молодые люди, не имеющие отношения к музыке. А вот для Германии, пожалуй, использование визуальных средств на таких вечерах актуально. Меня бы порадовало, если бы молодых слушателей было больше, но любовь к музыке нельзя привить насильно. Хорошо, если ребенок слышит классику в семье. Но и если этой возможности нет, не исключено, что он придет к пониманию высокой музыки сам, когда подрастет. Классика интимна, она не для тысячных аудиторий.

    Поделиться