"Музыкальную экспедицию" задумали знаменитый виолончелист Борис Андрианов и владимирский продюсер Алиса Бирюкова, тогда сотрудник областного Центра классической музыки. Принимая Бориса в его гастрольном туре, Алиса предложила посмотреть одну из известных исторических усадеб Владимирщины. Гостя поразили красота места, роскошь дворца - и полное запустение. "Здесь должна звучать классика!" - сказал тогда он. То, что в большинстве других случаев осталось бы благим пожеланием, во Владимирской области нашло поддержку. Усилиями ее администрации и, может быть, в еще большей степени порывом людей, которые загорелись идеей и организовали субботники, была приведена в порядок дорога, расчищена территория. На первый же концерт вновь учрежденной "Музыкальной экспедиции" съехалось несколько тысяч зрителей.
С тех пор праздник побывал в Петушинском, Судогодском, Александровском, Ковровском, Камешковском, Собинском, Вязниковском, Муромском районах, охватил исторические города Суздаль, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Киржач… В прошлом году была даже попытка выйти за границы области - Владимирский губернаторский симфонический оркестр под руководством Артема Маркина (он же - руководитель Центра классической музыки) включил в территорию фестиваля парадный плац Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, а потом музыканты выехали в один из старейших и красивейших городов соседней Рязанской области - Касимов.
В этом году решили вернуться в пределы Владимирщины: все-таки чрезмерное расширение грозит распылением сил. Зато Юрьев-Польскому и Суздальскому районам, в которые на этот раз лежали пути праздника, досталась серьезная концентрация артистических сил. 15 солистов из Бельгии, Германии, Норвегии, Австрии, США и, конечно, России, поддержанные Владимирским оркестром, подготовили семь программ, от классики давних времен до новейшей музыки.
Начали 9 июня на Соборной площади Владимира. Три тысячи любителей музыки услышали такие шедевры, как Первый фортепианный концерт Прокофьева, Альтовый концерт Бартока, виолончельный дуэт с оркестром самобытного итальянского композитора сегодняшних дней Джованни Соллимы "Виолончели, вибрируйте!". А вместе с этим - пьесы Алексея Рыбникова, Анны Друбич и других популярных отечественных авторов.
Корреспондент РГ "поймал" фестиваль в селе Сима, что в 90 километрах к северу от Владимира. От большой усадьбы князей Голицыных здесь чудом сохранился дворец рубежа XVIII-XIX веков. Реликвия драгоценная: в этих стенах 12 (24) сентября 1812 года скончался тяжело раненный на Бородинском поле Петр Иванович Багратион, которого сюда отвезли к родственникам. К сожалению, ничего, кроме стен, от того времени не осталось - спасибо и на том, что здесь теперь Дом культуры с небольшой экспозицией, посвященной полководцу, а не учебный комбинат ликеро-водочного завода, как было в середине ХХ века.
Но сюрприз устроителям фестиваля этот дом, а вернее состоявшийся в нем концерт все же преподнес. Начать с программы, не зазорной для любого филармонического зала: Концерт для двух виолончелей с оркестром Вивальди, Альтовый концерт Телемана, Концертная фантазия Фернандо Сора для гитары с оркестром, Первый квартет Чайковского… Часть виртуозов - гитариста Дмитрия Илларионова, альтиста Даниила Гришина и, конечно, вдохновителя фестиваля Бориса Андрианова - мы хорошо знаем. Но молодой германский виолончелист Клаудио Бохоркес, норвежский пианист Кристиан Иле Хадланд, а особенно бельгийский скрипач Леонард Шрайбер стали открытием даже для искушенных московских гостей праздника. Какое потрясающее мастерство владения скрипкой, какую красоту звука продемонстрировал Леонард! Оказывается, в Европе он уже лет десять как яркая звезда, в Россию же его зазвал именно Андрианов…
И вот вторая часть сюрприза: народу в отдаленный угол Владимирской области приехало ровно втрое больше, чем ожидалось. На машинах были видны московские, рязанские, тульские, ярославские, даже курские номера. Люди заполнили не только сам концертный зал дворца, но и все прилегающие комнаты, двери в которые распахнули настежь.
Это самая радостная примета фестиваля. Владимирцам интересна классика, а власти, идя навстречу публике, сделали посещение всех мероприятий бесплатным.
Еще одна практическая сторона смотра: он обращает внимание властей на состояние памятников. Как рассказала мне Алиса Бирюкова (теперь она замглавы областного департамента культуры), уже обсуждается вопрос о капремонте голицынского дома, проведении в него водопровода и отопления.
Конечно, одним фестивалем все проблемы не решить. Рассказывают, что, например, та самая усадьба Муромцево, с которой началась "Музыкальная экспедиция", на какое-то время воспрянув, снова впала в запустение. Памятникам нужен постоянный уход. Да и в самом областном центре назрел, с моей точки зрения, вопрос сооружения качественного концертного зала для симфонической музыки. Ведь здешний Губернаторский оркестр берется за такие грандиозные партитуры, как Шестая симфония Малера, Восьмая Шостаковича… В таких случаях на сцене Центра классической музыки едва ли не столько же народу, сколько в партере. При всей милоте и уюте этого зала для качественного оркестрового звучания нужно совсем другое помещение со специальной акустикой. А как может быть, что в одном из музыкальнейших городов России (отсюда родом композитор Танеев, в этих краях написал свои лучшие оперные станицы Бородин) нет музыкального театра?..
Но это - задачи на будущее, на решение которых, надеюсь, у властей региона хватит внимания и сил. А пока - праздник прекрасной музыки на территории Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея, у стен Борисоглебского храма села Кидекша, на Боголюбовском лугу поблизости от мирового шедевра из списка ЮНЕСКО - церкви Покрова на Нерли… Завершение смотра - в четверг, 15 мая: на торговой площади Суздаля зазвучит джаз.