"Его собачье дело": медленная полукомедия с Брюсом Уиллисом и собакой
Когда-то давно актер и продюсер Брюс Уиллис заявлял, что возраст у него уже не тот, чтобы играть в боевиках, а предпочел бы он роли в духе "12 обезьян". Стоит все же признать, что проекты, на которые Уиллис соглашается, будь то сыпучие от старости стрелялки вроде "РЕД" или унылый коллаж пафоса "Город грехов 2", где мимика его была немногим ярче, чем у пистолета в его руках, ведут "крепкого орешка" к названной цели весьма извилистым путем.
Новый фильм "Его собачье дело" (оригинальное название - Once Upon a Time in Venice) с любимым в России VHS-героем и слоганом "Ну очень крепкие орешки" переносит нас под тягучее солнце Венис-Бич - района Лос-Анджелеса, расположенного на самом побережье океана. Языки здесь смешались, люмпен-пролетариат живет на соседней от богатых улице, а криминальные сводки больше напоминают дневник любителя статистики "Игры престолов" и "Фарго".
Среди сего цветника нелегким трудом частного детектива зарабатывает себе на кофе с цампой бывший полицейский по имени Стив Форд (Уиллис). Он переживает тяжелые времена: дом любимых родителей продан, клиенты отвратны, а деньги на исходе. Напарник Джон (Томас Миддлдитч) с плоским телом и такими же шуточками неумело врет о своей секс-зависимости, детально беседует с нагло врывающимся в кадр "яблочным" контентом (кроме того, весьма нахально рекламируется вполне конкретная марка собачьего корма) и сложным путем отбивает девицу Стива. А друг Стива Дэйв (Джон Гудман), инертно теряя связь с миром, красавицей-женой и серф-магазином, внезапно во второй половине фильма начинает разыгрывать такие оперные страсти, что и не снились героям лучших из неснятых фильмов Дэвида Линча.
Впрочем, комедийный соус снижает горечь от этой спермотоксикозной меланхолии (не зря фильм начинается с эпизода в кружке анонимных сексоголиков). Юмор иногда почти достигает крещендо в сценах с поеданием маффинов или падением Стива из окна с мгновенной потерей сознания, которые могли легко бы войти в наименее удачные фильмы братьев Коэн, но все это теряет энергию под ленивым солнцем повествования.
В удачные моменты медленной, как гонки асфальтоукладочных катков, полукомедии можно записать и любимого пса Стива - Бадди, которого он не может держать дома. Сам пес, похищенный местными уркаганами, превращается в макгаффин, и в итоге Стив выходит на местного барыгу по кличке Паукк (именно с двумя "к"; Джейсон Момоа), который обещает вернуть пса, если детектив окажет ему некоторые услуги. Таким образом постановщики пытались закрутить гайки тугого сюжета, как это было с котом в фильме "Внутри Льюина Дэвиса" братьев Коэн или с собаками в "Семи психопатах" Мартина Макдонаха и "Неверно" от Квентина Дюпье. Но, увы, не все срослось.
Вполне возможно, что непосредственно в головах у братьев-сценаристов-постановщиков Марка и Робба Калленов, уже работавших с Уиллисом на съемочной площадке "Двойного КОПца", идея выглядела более логично и внятно. Но когда бывший муж Деми Мур подтянуто морщинит свою филейную часть, пересекая ночные улицы без плавок с пистолетом у паха (а то и того хуже) верхом на скейте, это больше походит на побег теряющего разум и вкус пенсионера из дома престарелых.
Кстати, на съемках разгорелся нешуточный скандал - Брюс без объяснения причин наотрез отказался находиться в кадре с актером Ральфом Гарменом. После нескольких переносов съемочных дней и переговоров с артистами братья Каллен решили просто вырезать персонажа Гармена из сценария. Вероятно, есть свои объяснения и тому, что для Фамке Янссен почти не нашли места в фильме, кроме пары необязательных выходов, как и для Кэла Пенна, эпизод с которым больше подошел бы для одной из серий сериала "Гриффины".
Но вот поклонники Момоа могут быть довольны - его персонаж расслаблен, шутлив и обаятелен. Есть у фильма и другие находки. Например, разнообразное население Америки здесь представлено шире, чем обычно в такого рода лентах: помимо американца, индийца, обязательного мексиканца и т.д., нашлось место и белорусу Юрию (Кен Давитян), который гуляет по пляжу с металлодетектором, дает на сутки огромные суммы в долг и практикует "белорусскую бабочку" (столь же специфический метод разборки с соперником, как и "колумбийский галстук").
Ключевая фраза этого мира - "Пошел ты". Вот и сам Стив с его блюзовым настроением весь фильм действует согласно холистическому методу Дирка Джентли - т.е. поджидая, пока сама Вселенная под него подстроится, чтобы именно в этот момент и решить все свои проблемы.
И поэтому трудно удивляться, что даже приезд гангстеров с целью отмыть кровью обиду под занавес фильма не испортит дзен-аппетит Стиву, пока он пьет кофе и трапезничает макаронным салатом. Ибо, скорее всего, скейт уже вновь готов нести его голое тело в сиквельные горизонты под ритмы оловянного, как и атмосфера фильма, фанка.
2.5