Почему именно Кусково выбрано для проведения органного фестиваля?
Елена Привалова-Эпштейн: Кусково само по себе - удивительное место, бывшая резиденция графа Шереметева, уникальный исторический памятник, а не новодел. Так случилось, что в 2010 году я приобрела электронный орган Viscount, подобный тому, что стоит сейчас в усадьбе Кусково. Я оценила, насколько прекрасно он подходит для салонной музыки, и у меня сразу возникла идея органного фестиваля в Кусково. В Москве во всех церквах - католических и лютеранских - стоят живые инструменты, и там делать проект с электронным органом было бы невозможно.
Между тем вы сами играете в церкви?
Елена Привалова-Эпштейн: Да, я четвертый год проживаю в Риге и являюсь главной органисткой церкви Святого Павла. Эта церковь известна россиянам по кинофильму "Семнадцать мгновений весны", фрагменты которого снимались в Риге.
Чем же программа фестиваля в Кусково отличается от тех программ, которые обычно звучат в концертных залах и соборах?
Елена Привалова-Эпштейн: Наши программы направлены на разную аудиторию: и на филармонических слушателей, и на случайную публику, которая приезжает в Кусково погулять. В афише академические программы, например, "Великий Бах", которую исполнит один из лучших российских органистов Алексей Шевченко (29 июля), сольные концерты таких известных органистов, как Федор Строганов (11 августа), Евгения Лисицына из Риги (5 августа). Она, кстати, выступала у нас в прошлом году, и слушатели потом говорили, что у них было ощущение, будто у электронного органа выросли трубы. Есть у нас программы популярной музыки: например, музыка кино в необычном ансамбле панфлейты (Антон Рогожин) и органа (Игорь Гольденберг) - 18 августа, "Пьяцолла плюс" (5 июля) в исполнении Антона Котикова, играющего на саксофоне, дудуке и флейте, арфистки Марии Кулаковой и органистки Марии Моисеевой. Многим кажется, что орган - это религиозный инструмент, поэтому музыка для органа неинтересная и скучная. Но когда в афише появляются имена Морриконе или Пьяцоллы, это привлекает публику, которая чаще всего после таких концертов идет уже в собор или концертный зал послушать живой орган. Будут на фестивале представлены и очень необычные сочетания инструментов: орган и маримба, орган и дудук, саксофон, терменвокс.
Аранжировки для таких составов делались специально для фестиваля?
Елена Привалова-Эпштейн: Многие сочинения, звучащие в Кусково, написаны для какого-либо солирующего инструмента и симфонического оркестра. Но орган - наиболее подходящий инструмент, способный в транскрипции передать всю палитру и все богатство красок симфонического оркестра. Когда сделана красивая регистровка и грамотная транскрипция, то сопровождение органа звучит бесподобно. Кроме самого органа нам хотелось представить на фестивале в Кусково и все многообразие инструментов и голосов. У нас выступят певцы - Екатерина Щербаченко (19 июля), молодая певица из Эстонии Олеся Литневски (9 августа), Екатерина Либерова (16 августа), прозвучит огромное количество сольных инструментов, начиная от скрипки, виолончели, виолы де гамба. Можно будет услышать даже такой необычный инструмент, как терминвокс, на котором выступит мультиинструменталистка Олеся Ростовская (23 августа). В афише - концерты для флейты, дудука, саксофона, гитары с органом. Ростислав Шараевский и Мария Лесовиченко сыграют на маримбе и органе программу "Ветер в бамбуковой роще" (24 июня). А несколько программ пройдут с участием арфы. Тем гостям, кто придет во дворец пораньше, может повезти увидеть кусковское чудо - "танцующий паркет". Обычно летом он скрыт под ковролином, но экскурсоводы всегда приподнимают его, показывая сохраняемую музеем реликвию XVIII века.