ГИБДД рассказала о статистике аварий с участием начинающих водителей

Теорема безопасности: Начинающие водители

Кто такие начинающие водители?

Окончить автошколу можно в любом возрасте: и в 18 и в 50. А в случае с водителями скутеров и мотоциклов рабочий объем мотора которых составляет 125 см3, то категорию "М" или подкатегорию "А1" можно вообще получить в 16. Но, так или иначе, если Вы за рулем транспортного средства не более 2-х лет, то Вы - начинающий водитель. Начинающий, значит пока еще неопытный. Неопытный для того, чтобы быть свободным в своих действиях: хорошо чувствовать себя за рулем не только на короткой дистанции до ближайшего торгового центра, но и в сложной ситуации "броуновского движения" в центре больших городов. Эксперты в области авто- и мотоподготовки утверждают, что стаж и опыт - отнюдь не синонимы, и их не следует путать. Поэтому 2 года - срок достаточно условный, вроде бы и стаж уже есть, а вот с опытом проблема.

Многочисленные соцопросы, проводимые как Госавтоинспекцией, так и общественными организациями, показывают, что большинство начинающих водителей сами признают, что при вождении испытывают стресс, дискомфорт и, увы, страх. Страх допустить ошибку, попасть в ДТП, но есть и такие, кто прибывает в эйфории, получив, наконец, вожделенные права. Снова из статистики: опрошенные утверждают, что, безусловно, первое обучение вождению дало много знаний. В теории все ясно и понятно, однако, как только оказываешься один на один с дорогой и другими членами дорожного движения, оказывается, что теория - это хорошо, а вот практики и опыта, которые придали бы водителю той самой уверенности, увы, нет.

Жизнь после авто- и мотошколы

Большинство тех, кто недавно перешел из категории пешеходов в категорию водителей, первое время боятся выезжать на дорогу. Этот период может длиться от нескольких месяцев до года. Затем новички чувствуют себя пилотами "Формулы-1" - все знают, все умеют - это период до двух-трех лет. И только после третьего года они начинают оценивать себя как водителя адекватно. В Госавтоинспекции отмечают, что примерно треть аварийных ситуаций на дорогах происходит по вине именно начинающих водителей. В целях снижения уровня аварийности с участием начинающих водителей, а также снижения тяжести последствий от возможных ДТП с их участием, на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения принято решение о внесении соответствующих изменений в законодательство в части, касающейся введения некоторых ограничений на управление транспортными средствами для водителей, впервые получивших водительское удостоверение. В cвязи с чем 4 апреля 2017 года в ПДД были внесены необходимые поправки в отношении начинающих водителей.

"Были введены ограничения по буксировке - начинающий водитель теперь не может буксировать другие механические транспортные средства, а водителям мопедов и мотоциклов до достижения ими двухлетнего стажа запрещается перевозить пассажиров, - комментирует новшество заместитель главы российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин. - Кроме того, допуск транспортных средств к эксплуатации начинающими водителями теперь возможен лишь при наличии специального знака "Начинающий водитель".

Кстати, за отсутствие знака "Начинающий водитель" (также, как и - "Шипы", "Перевозка детей", "Глухой водитель" и т.д.) КоАП РФ предусмотрено предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей, что многие эксперты считают более действенным способом для воспитания культурных и вежливых водителей. Мировая практика показывает, что именно денежное наказание - огромные штрафы - учат лучше всего.

Так в Германии, например, за пересечение стоп-линии - штраф 500 евро. И, кстати, после обучения гражданин Германии получает лишь временное удостоверение; через год специальная инспекция анализирует количество его нарушений, и, если их слишком много, ему снова на год продлевают временные права, рекомендуя пройти дополнительное обучение. И так до тех пор, пока его "послужной список" не удовлетворит службу контроля. Соответственно, количество ДТП с участием начинающих водителей в Германии с каждым годом стремится к минимуму. Возможно, и нам было бы полезно обратить внимание на опыт соседей.

Доказательство от противного

Решать проблему ДТП по вине начинающих водителей пытались и пытаются многие. Недавно представители общественных организаций выдвинули инициативу запретить водителям со стажем меньше четырех лет, а также тем, кто младше 25 лет садиться за руль автомобилей, мощность которых превышает 150 лошадиных сил. Здесь уместно процитировать мнение некоторых экспертов в области психологии. "Люди, не достигшие зрелого возраста, - утверждает психолог Александр Кичаев, - всегда более эмоциональны из-за гормональных всплесков и отсутствия рациональности при оценке рисков в проблемных ситуациях. Это период самоутверждения". Также часть специалистов уверены, что подросток, в силу отсутствия житейского и водительского опыта, а также неустойчивой психики, может в экстремальной ситуации либо впасть в ступор, либо отреагировать неадекватно. И то, и другое чревато серьезными рисками для него и для других участников дорожного движения.

Кто виноват и что делать?

Вот и встает вопрос - как быть с начинающими водителями? Как им помочь справиться со страхами или, наоборот, осадить самоуверенных гонщиков? Инструкторы, преподаватели автошкол, эксперты и методисты пришли к выводу, что система непрерывного обучения БДД для начинающих водителей - выход и решение проблемы для новичков-автомобилистов. Превосходный опыт показала международная программа "Академия безопасного вождения", которая проводится в России с 2014 года известным автопроизводителем в партнёрстве с экспертным центром "Движение без опасности" при поддержке российской Госавтоинспекции. Целью проекта является бесплатное обучение начинающих водителей навыкам безопасного вождения. Тренинги включают в себя и теорию, и практику.

Опытные инструкторы учат начинающих водителей правилам поведения в случае возникновения аварийной ситуации, экстренному торможению, управлению скоростными режимами, контролю пространства вокруг автомобиля и выбору оптимальной дистанции. В дополнение блок упражнений, посвященный взаимодействию и коммуникации участников дорожного движения между собой. Это как раз та самая культура вождения: почему необходимо использовать ремни безопасности, знать об опасностях маневрирования и к каким последствиям может привести использование мобильного телефона во время вождения. За четыре года проект охватил 16 регионов России и повысить свое водительское мастерство смогли свыше 6 тысяч начинающих водителей.

"Цель нашей программы - снижение аварийности с участием водителей со стажем до 2-х лет. На тренингах мы объясняем, что повышать уровень навыков вождения необходимо постоянно. Учитывая непрерывные изменения в автомобильной сфере, технологии, законодательство и т.д., сегодня недостаточно один раз сдать экзамен на права, чтобы чувствовать себя на дороге уверенно и безопасно" - отмечает Александр Ревский, заместитель директора экспертного центра "Движение без опасности".

Уверен в необходимости дополнительного обучения БДД и автоэксперт Дмитрий Болысов. Он считает, что давно пора принять на вооружение государственную программу, которая была бы нацелена на непрерывное образование как начинающих водителей, так и тех, кто давно за рулем. В качестве примера эксперт приводит ситуацию с обучением вождению в условиях первых заморозков и снега. По мнению Болысова, такая программа не должна быть очень затратной - предоставление площадок для тренировок и профессиональных инструкторов - не слишком высокая цена за безопасность. Автоэксперт уверен, что даже несколько часов тренировок в неделю качественно улучшили бы навыки вождения среди молодежи и существенно сократили количество ДТП.

Что и требовалось доказать

В 2016 году с участием водителей со стажем управления до 2 лет на дорогах страны произошло 11 960 ДТП, в которых погибли 1 154 человека и получили ранения 16 953 человека. Эксперты в области безопасности дорожного движения отмечают, что в целях кардинального изменения ситуация в этой сфере стоит пересмотреть порядок обучения и подход к нему в авто- и мотошколах. Также стоит более серьезно отнестись к ликбезу по вопросам безопасности на дорогах еще в средней школе, добавив еще один обязательный предмет - правила дорожного движения. И, конечно, воспитывать культуру поведения, как будущих водителей, так и пешеходов необходимо с самого юного возраста еще в семье.

Начинающим водителям советуем находить время для того, чтобы продолжать оттачивать навыки безопасного вождения и следить за изменениями в Правилах. Тем более, что сегодня есть выбор: платно или бесплатно, в группе или индивидуально. Было бы только желание. А если оно у новичка есть, то и шансы стать в обозримом будущем адекватным, зрелым и опытным водителем у него чрезвычайно велики.

Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах"
.