03.07.2017 08:52
    Поделиться

    Американский эксперт оценил перспективы встречи Путина и Трампа

    Прорыв на встрече Путина и Трампа маловероятен, но пользу она принесет
    Президенты России Владимир Путин и США Дональд Трамп на этой неделе в первый раз проведут личную встречу. Контакт запланирован на предстоящем саммите "группы двадцати" (G20) в немецком Гамбурге 7-8 июля. До этого два лидера общались только по телефону - один раз после победы Трампа на выборах в США и еще дважды после его инаугурации.

    Помощник президента РФ Юрий Ушаков назвал предстоящую встречу "очень важной и нужной". А глава МИД РФ Сергей Лавров ждет от нее "ясности о перспективах американо-российского взаимодействия".

    Американо-российские переговоры на высшем уровне часто бывали непростыми, но нынешний саммит даже по таким меркам стоит особняком. Многие политики и специалисты считают, что отношения двух стран скатились к низшей точке со времен окончания "холодной войны". Ущерб от такого положения дел выходит далеко за рамки двусторонних связей и сказывается на международной арене. Как признавал недавно госсекретарь США Рекс Тиллерсон, европейские партнеры просили Вашингтон найти общий язык с Москвой.

    Трамп во время предвыборной кампании последовательно и вопреки мнению американского внешнеполитического истеблишмента обещал "поладить" с Россией и ее президентом, поскольку уверен, что это отвечает интересам самих США. Но плыть против антироссийского течения ему оказалось куда как непросто. Спецслужбы США обвинили Россию в попытках влияния на американские выборы президента. А шокированная победой Трампа демократическая оппозиция навешивает на него ярлык "агента Кремля" и прижимает шквалом нападок о приписываемом сговоре с Москвой.

    Американо-российские переговоры часто бывали непростыми, но нынешний саммит даже по таким меркам стоит особняком

    В таких условиях президенту пока не удалось преодолеть инерцию внешнеполитических элит, которые с обеих сторон политического спектра призывают к жесткому отпору Москве. Через пять месяцев после его инаугурации практическая работа по нормализации отношений находится на стадии зародыша. Более того, не только шаги навстречу России, но даже и сама попытка встретиться с президентом России оказалась для Трампа на пределе возможностей.

    Он выражал готовность в случае победы на выборах еще до инаугурации встретиться с Путиным. Но провести ее ни до, ни после инаугурации не удалось. Даже согласование встречи на "двадцатке" затягивалось до последнего, причем явно из-за неопределенности с американской стороны. В Москве свою заинтересованность обозначили давно и достаточно четко. Белый дом лишь на минувшей неделе подтвердил, что встреча все же состоится.

    Вольный формат

    Практически никакой ясности ни по формату, ни по содержанию пока нет. "На самом деле обсуждаться будет то, что захочет наш президент", - в таких словах советник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер описал журналистам повестку встречи.

    Одна из проблем в том, что пока Белый дом зачастую затрудняется внятно сформулировать свой подход или долгосрочную стратегию решения ключевых проблем на международной арене. В многообещающих заявлениях решить все проблемы недостатка нет, в отдельных резких показательных действиях тоже. Но конкретика хоть постепенно и формулируется, пока в явном дефиците. В результате из Вашингтона поступают довольно противоречивые сигналы. Как, например, в Сирии. Трамп собирался сотрудничать с Россией против террористов ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ) и обещал отказаться от попыток отстранить от власти президента Башара Асада, на чем настаивал предыдущий хозяин Белого дома Барак Обама. Но именно при Трампе США впервые напрямую вмешались в ход внутрисирийского конфликта, на что не решался даже Обама. Американские ВС уже дважды применяли силу против армии Дамаска, и еще несколько раз против их союзников. При этом Трамп продолжает твердить, что цель в Сирии - это ДАИШ, а против Асада воевать он не намерен. Это запутало не только Москву, но даже "ястребов" в Вашингтоне, требующих от Белого дома объяснений, против кого же тот собирается воевать в Сирии.

    Газета The Guardian со ссылкой на бывших чиновников, знакомых с ходом подготовки к встрече, утверждала, что Трамп попросил своих помощников подготовить список возможных уступок России. В частности, по итогам встречи может быть объявлено о возвращении РФ ее дипломатической собственности в США, доступ к которой был заблокирован предыдущей администрацией.

    Команда Трампа потенциально видит в России как партнера, так и оппонента

    Один на всех, все на одного

    Сможет ли президент США в присущей ему деловой манере торговаться уступками - пока вопрос открытый. Ведь для этого надо идти наперекор не только давлению оппозиции, но и собственных советников. Президент со своим энтузиазмом о возможном партнерстве с Россией довольно одинок в американской столице.

    Его внешнеполитический аппарат по большей части укомплектован представителями традиционной внешнеполитической элиты США, которая воспринимает Россию скептически. Особняком стоит разве что госсекретарь Рекс Тиллерсон. И его советники призывают не к уступкам, а к давлению на Москву. В частности, от Трампа ждут жестких заявлений о приписываемой России роли в кибератаках на предвыборную инфраструктуру США. На минувшей неделе информагентство AP рассказало, что Трамп настаивал на полноформатной встрече с Путиным с соблюдением всех формальностей. Но его советники в Белом доме и госдепартаменте призывали президента быть осторожнее, провести встречу "на ногах" или же вовсе ограничиться двусторонними переговорами глав внешнеполитических ведомств без участия президентов.

    Поджимает в этом смысле и конгресс США. Причем как оппозиционные демократы, так и союзные президенту республиканцы. В преддверие саммита сенаторы подавляющим большинством голосов поддержали законопроект, который придавал бы статус закона всем действующим санкциям против России, а также сильно ограничивал бы полномочия Трампа по снятию санкций без одобрения конгресса. Документ пока забуксовал в нижней палате, но его дальнейшая судьба может напрямую зависеть от тона и содержания переговоров в Гамбурге. Если конгрессмены сочтут позицию Трампа слишком мягкой или уступчивой, то могут попытаться принятием закона вернуть его политику по России в более жесткое русло.

    Мнение эксперта

    По просьбе "РГ" перспективы американо-российской встречи на высшем уровне оценил исполнительный директор в авторитетном в США Центре за национальные интересы (Center for the National Interest) Пол Сандерс.

    "Встреча представит двум президентам возможность лично встретиться и обменяться точками зрения. При желании лидеры всегда могут объявить об успехе, но беседа едва ли приведет к существенным прорывам.

    Личный контакт между двумя лидерами все равно важен. Они принимают решения не только на основании докладов, записок, брифингов и встреч, но и исходя из личных впечатлений. А впечатления как раз и формируются на личных переговорах.

    Президент США со своим энтузиазмом о возможном партнерстве с Россией довольно одинок в американской столице

    Трамп, похоже, по-прежнему настроен поискать возможности для наращивания сотрудничества с Россией. Наиболее перспективным, вероятно, является диалог по Сирии, но и он обещает быть довольно трудным.

    Внутри Белого дома к России относятся по-разному, как это было и при предыдущих администрациях. Команда Трампа потенциально видит в России как партнера, так и оппонента. Это, кстати, нередкое в США отношение к РФ. Всем очевидны разногласия, но просматриваются и возможности.

    Администрация постепенно формирует все более четкий подход к борьбе с ДАИШ, конфликтам в Сирии и на Украине. Но детальное обсуждение этих вопросов президентами выглядит преждевременным в отсутствие глубокого диалога между их подчиненными, которые должны определить, что возможно, а что нет.

    Что до внутриполитической обстановки в США, то она сильно осложняет любые попытки Трампа по сотрудничеству с Россией. В то же время, если он найдет возможность для взаимодействия с Москвой там, где это явно будет отвечать интересам США и не потребует жертвы другими приоритетами, у него есть шанс добиться политической поддержки своего подхода."
     

    Поделиться