16.07.2017 21:22

Движение затруднено

Минфин и минтранс разошлись во взглядах на отмену транспортного налога
Минфин выступил против повышения акцизов на бензин, если речь идет об отмене транспортного налога. Такую позицию озвучил директор департамента налоговой и таможенной политики Алексей Сазанов на совещании в Совете Федерации.

Если у водителя пять автомобилей, то это скорее говорит о его достатке. От этого он в пять раз больше не ездит, зато уплачивает транспортный налог за все личные машины. У другого водителя, наоборот, может быть только один автомобиль, но он использует его каждый день для работы. По мнению Сазанова, отказ от транспортного налога только облегчит нагрузку на богатых людей и повысит ее для остальных.

В минтранс неоднократно поступали обращения, в которых граждане жалуются, что они должны платить налог и за личный транспорт, и за бензин, парировала замдиректора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Ольга Марченко. Минтранс полагает, что если при отмене транспортного налога эквивалентно повысить акциз на бензин, то выпадающих поступлений не будет и, вероятно, это нивелирует негативные настроения в обществе по поводу двойного налогообложения.

Бензин и дизельное топливо - основные источники доходов по акцизам на нефтепродукты

В качестве компромисса можно было бы компенсировать освобождение богатых от транспортного налога введением повышенного налога на имущество, например, при владении двумя и более автомобилями, предложил зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Виталий Шуба. Кроме того, сейчас в минпромторге обсуждается возможность введения дополнительных сборов с владельцев роскошных машин, стоимость которых выше трех миллионов рублей.

Сейчас бензин и дизельное топливо - основные источники доходов по акцизам на нефтепродукты. В прошлом году объем поступлений в консолидированный бюджет по ним составил 412 миллиардов рублей, из которых 218 миллиардов пришлись на автобензин, 156 миллиардов - на дизель. Оставшиеся 17 миллиардов обеспечили сборы с моторных масел и средних дистиллятов (например, печное топливо). В 2016 году под уплату акциза на дизель попало 33 миллиона тонн, что почти на три миллиона больше, чем в 2016-м. С введением понятия "средние дистилляты" в конце 2015 года под сборы с этого вида топлива в прошлом году попали еще три миллиона тонн. Таким образом, фактически "из тени" удалось вывести шесть миллионов тонн топлива, которое используют на транспорте, говорит Сазанов. Средняя ставка акциза на оба вида топлива - около пяти тысяч рублей за тонну. За счет введения акциза на средние дистилляты в бюджет РФ дополнительно пришло около 15 миллиардов рублей, аналогичный прирост - за счет дизеля.

Однако по-прежнему около четырех миллионов тонн суррогатов в год продолжают продавать на внутреннем рынке без уплаты налога. По оценкам минфина, из-за этого потери бюджета в прошлом году составили 20 миллиардов рублей. Ведомство планирует вместе с нефтяниками представить к осени предложения, как вывести "из тени" эти четыре миллиона тонн, так как они с учетом роста ставки акциза могут дополнительно принести в бюджеты РФ 30 миллиардов рублей, считает Сазанов.

Правда, региональные бюджетные фонды эти деньги не получат, напомнила Марченко. Акцизы на средние дистилляты не формируют фонды, а транспортный налог, наоборот, участвует в схеме, хотя основная доля приходится на акцизы на автобензин и дизель (около 54 процентов).

Инфографика "РГ": Леонид Кулешов / Александра Воздвиженская