Цены на бензин перестали расти в 63 регионах РФ

Рост цен на автозаправках крупных компаний в России постепенно сменяет фиксация стоимости.

По итогам прошлой недели в среднем по стране литр АИ-92 подорожал на три копейки, АИ-95 и летний дизель - на копейку. При этом, как следует из мониторинга Центрального диспетчерского управления ТЭК, в 63 регионах цены на все виды моторных топлив застыли, а еще в пяти даже пошли вниз. Среди них Севастополь, где литр АИ-95 подешевел сразу на 20 копеек (в дело ранее вмешалась Федеральная антимонопольная служба), Чувашия и Ханты-Мансийский АО (литр летнего дизеля там сбросил 18 копеек и 1,34 рубля соответственно).

Сколько цены в большинстве регионов продержатся без изменений, предсказать сложно, учитывая, что лето - период сезонного удорожания топлива, а рост в рознице все еще примерно в два раза отстает от опта. Так, с начала года цены на бензин на АЗС крупных игроков в среднем выросли на четыре процента, а на бирже - на семь-восемь процентов.

Цены на автозаправках в России формируются по рыночному механизму, но под влиянием факторов, играющих в последний год на рост стоимости, говорит старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин.

Во-первых, восстанавливаются внешние цены на нефть и нефтепродукты вкупе с курсом рубля. Во-вторых, налоговая реформа снизила экспортные пошлины, которые субсидируют потребителей внутреннего рынка. Оба фактора привели к росту розничных цен за год на полтора рубля за литр. Наконец, в 2016 году выросла налоговая составляющая стоимости бензина (акцизы и НДС) на четыре рубля за литр, что постепенно перекладывается на автовладельцев, поясняет эксперт.

В январе 2016-го доля налогов в конечной цене литра АИ-92 была менее 50 процентов, весной этого года - уже 63. За этот период прибыль в рознице ушла в минус: наценка АЗС на литр была на уровне трех рублей, а весной 2017-го был недобор - 34 копейки с литра. По оценкам Былкина, маржа АЗС сейчас выросла до 1-1,5 рубля за литр АИ-92 (до четырех процентов стоимости), но все равно она сократилась вдвое относительно 2015 года из-за временного лага в переносе роста оптовых цен на потребителя, а также стагнирующего спроса, считает он.

Крупные игроки - вертикально интегрированные нефтекомпании (ВИНКи) - справляются с низкой рентабельностью перенаправлением некоторых объемов бензина на экспорт. Их доля в отгрузках с НПЗ на внутренний рынок, по данным ФАС, составляет почти 85 процентов. Оставшееся приходится на небольших игроков, которые с весны бьют тревогу: маржа близка к нулю, опт растет слишком быстро, розницу сдерживает ФАС, компенсации убыткам нет. В связи с этим Независимый топливный союз снова предлагает либерализацию цен (когда стоимость топлива на АЗС меняется вслед за оптом).

В России нет тарифов на бензин, но есть регулирование со стороны ФАС предельного роста цены в рамках инфляции (в этом году - четыре процента), напоминает эксперт Энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко. "Отмена регулирования приведет к ускоренному росту цен, поскольку на рынке автобензина уже несколько лет наблюдается весьма напряженный баланс", - предупреждает эксперт. Так, производство бензина за первую половину 2017 года снизилось на пять процентов к тому же периоду 2016-го, а экспорт с января по апрель рос. В формировании более "справедливой" цены скорее поможет увеличение объема торгов на бирже, считает Грушевенко. Эту позицию поддерживают независимые участники рынка, которые предложили ФАС увеличить норматив продаж до 50 процентов от потребления внутри страны.

Либерализация цен актуальна при рыночной конкуренции, которая во многом отсутствует на внутреннем рынке России, напоминает руководитель глобальной практики КПМГ по работе с компаниями нефтегазового сектора Антон Усов. Нынешнее регулирование он считает компромиссом, но предлагает его дополнить введением унифицированной и прозрачной методологии формирования цены на АЗС.

Считалочка

А если цены на бензин отпустят?

В 2016 году цена бензина марки АИ-92 на отечественных заводах менялась в пределах от 31 тысячи (январь) до 41 тысячи рублей за тонну (июль). Если бы в таком же масштабе менялись розничные цены, то в летний сезон, когда спрос на бензин выходит на максимумы, ценники на АЗС с либерализованным ценообразованием взлетели бы до 38,5 рубля за литр вместо фактических 35,5 рубля. При этом средние по году либерализованные и фактические цены одинаковы - 35,15 рубля, подсчитал ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков.

Защитник либерального ценообразования выставил бы аргумент: за январь, февраль, март, сентябрь и октябрь - пять месяцев - автовладелец платил бы на три-пять рублей за литр меньше, чем в регулируемом рынке. Но владелец АЗС объяснит разницу: за четыре месяца - май, июнь, июль и август - реализуется бензина вдвое больше, чем за оставшиеся восемь. То есть выручка продавцов бензина вырастет вдвое, а заплатит за это рядовой автовладелец, объясняет эксперт. "В связи с нестабильностью розничных цен и зная наш народ, уверяю, многие автовладельцы начнут делать запасы бензина под будущий их рост, - предупреждает Костюков. - Будут гореть гаражи, подвалы, балконы. И все из-за того, что кому-то неймется наводить тень на плетень".