Российские ученые создали уникальный метод ремонта автотрасс

Законодатели мировой шоссейной моды немцы серьезно заинтересовались разработкой российских ученых. Ученые НИТУ "МИСиС" разработали технологию, которая позволит сократить срок ремонта трасс с недели до нескольких часов, а затраты - минимум в три раза. Более того, разбитый, покрытый трещинами верхний слой полотна вообще не придется менять, а значит, надолго перекрывать трассы. Автомобилисты процесс ремонта практически не заметят.

В чем суть этой революционной технологии? Скажем сразу - это не сегодняшний день. Речь идет о новых дорогах, которые еще предстоит проложить. В основе идеи - нанотехнологии, а конкретно - углеродные трубки диаметром в 30 нанометров. Общая длина одного грамма таких трубок 367 тысяч километров, как до Луны. Они обладают многими привлекательными свойствами, в частности, индукционной восприимчивостью.

- Мы предлагаем вводить нанотрубки в асфальто-битумное покрытие дороги, - сказал корреспонденту "РГ" один из авторов проекта Станислав Мамулат. - Кроме того, разрабатывается специальная мобильная установка, которая создает высокочастотное излучение. Принцип напоминает обычную микроволновку. Во время ремонта дороги наноизлучение установки индуцирует в нанотрубках токи, которые нагревают асфальт до температуры 135 С. Он становится вязким, а дальше обычным катком покрытие восстанавливается. На этом "лечение" полотна завершается. Быстро и дешево.

Ученые разработали технологию, которая позволит сократить срок ремонта трасс с недели до нескольких часов

Надо подчеркнуть, что с этой идеей российские ученые сумели совершить настоящий прорыв и опередить конкурентов, которые уже давно разрабатывают технологии индукционного самозалечивания асфальта. В частности, в Китае и Голландии в асфальто-битумную смесь вводится металлическая проволока. Но этот вариант создает массу проблем. И самое неприятное, что приходится заново подбирать состав самой смеси, а это для строителей серьезная головная боль. И здесь нанотрубки вне конкуренции. Их можно просто ввести в состав смеси. Неужели никто в мире не попробовал применить аналогичный вариант? Ведь сегодня нанотрубки широко применяются в самых разных технологиях. Оказывается, именно в этом и есть изюминка российской разработки.

- Дело в том , что в высоковязкой смеси нанотрубки сворачиваются в клубок, и никакой индукции в теле полотна, а значит, и разогрева не происходит, - говорит Мамулат. - Нам удалось решить эту задачу и создать разветвленную сеть трубок во всем теле полотна. За счет этого и работает такая технология. Добавка незначительно увеличивает стоимость дорог, так как на тонну асфальтобетона вносится около 17 грамм нанотрубок, а цена грамма не более доллара.

Полевые испытания новой технологии планируются на одном из дорожных объектов подготовки к чемпионату мира по футболу-2018. Кроме того, на ее основе разрабатывается международная программа по созданию индукционно-залечивающихся материалов. Эксперты предложили включить ее в технологическую платформу для применения в Монголии, Казахстане, Малайзии и других проектах "Шелкового пути". Таким образом, "МИСиС" стал первой российской организацией, включенной в глобальную инновационную технологическую платформу ITA "Один пояс - один путь", учрежденной Международной дорожной федерацией.