В ходе посещения павильонов МАКСа президент не забыл приобрести мороженое, что уже стало традицией. На этот раз он не только сам купил пломбир в стаканчике за 60 рублей, но и угостил сопровождавших его членов правительства и глав предприятий. "На сдачу дайте им", - кивнул Путин в сторону сопровождавшей его делегации, протянув тысячную купюру. "У нас желающих много", - заметил глава "Ростеха" Сергей Чемезов. Мороженое действительно разобрали быстро, тем более что президент, попробовав пломбир, дал ему отличную рекомендацию.
Подкрепившись таким образом, собравшиеся отправились на авиашоу. Многофункциональный легкий истребитель МиГ-35 выполнил зрелищный демонстрационный полет - на данный момент машина проходит госиспытания. Впервые продемонстрировал возможности и учебно-тренировочный самолет Як-152. А истребители ПАК ФА в первый раз показали на авиасалоне элементы воздушного боя. Один из самолетов провел атаку, а второй ушел от нее, показав, как работает сверхманевренность, которая позволяет самолету "увернуться" от противника.
Летчики-испытатели получили возможность лично пообщаться с президентом. "Владимир Владимирович, крик души есть на 30 секунд! - обратился к главе государства летчик Роман Таскаев. - Злые языки утверждают, что это у нас последний МАКС в Жуковском..." Имелись в виду заявления минпромторга о том, что может быть принято решение о переносе авиасалона в Кубинку. Летчики попросили президента сохранить проведение авиасалона в Жуковском. По мнению испытателей, здесь достаточная по площади территория, развитая инфраструктура и должный уровень безопасности.
Кроме того, летчики рассказали президенту о ходе испытательных процедур новых гражданских самолетов МС-21. Позже, общаясь с чиновниками, Путин поставил задачу провести сертификацию самолета без сбоев. "Хочу обратить на это особое внимание, имея в виду технические проблемы, о которых мы с вами знаем", - поставил задачу президент.
Обращал на себя внимание и макет салона самолета Sukhoi SportJet, созданный специально для перевозки спортивных команд. В Олимпийском комитете Путину рассказали, что он спроектирован с учетом проведенных исследований по адаптации спортсменов к перелетам. Для удобства пассажиров самолет оснащен зонами восстановления, тестирования и диагностики, также есть и пространство для тренировок. "Вредно же в полете тренироваться", - усомнился Путин. "Спортсмены не двигаются во время полета, а мышцы в это время должны все равно работать", - пояснила представительница Олимпийского комитета.
В "космическом" павильоне главу государства больше всего заинтересовал аппарат "Луна Глоб" - он отправится с Земли в 2019 году и не меньше года пробудет на спутнике Земли. Задача аппарата - проанализировать состав грунта прямо с поверхности Луны, рассказал глава АО "НПО имени Лавочкина" Сергей Лемешевский. Два других аппарата будут запущены в 2022 и 2023 годах, добавил гендиректор НПО. Лунная база, по словам Лемешевского, необходима для исследования Вселенной.
Темой совещания, которое затем состоялось на "полях" МАКСа, стало развитие гражданской авиации. Современные технологии в авиастроении должны быть использованы для того, чтобы объединить страну, заявил президент. В связи с этим он поставил задачу улучшения транспортной доступности отдаленных регионов, что особенно важно "для такой огромной страны, как Россия".
При этом, по его словам, важно увеличить и выпуск высокотехнологичной наукоемкой продукции. "Это вопрос технологического престижа государства", - пояснил президент. Он напомнил, что отрасли сейчас оказывается достаточно широкая поддержка, в этом году она составит 60 млрд рублей. И средства достигают цели: доля производства гражданской продукции в авиастроении увеличилась более чем на 20% по сравнению с 2015 годом. И потенциал для дальнейшего роста есть, уверен президент.
"В наших планах нарастить долю российской авиатехники на внутреннем и мировом рынке, для этого нужно не только улучшать ее качество и надежность, но и развивать систему послепродажного сервиса", - заявил Путин. Он отметил, что и в сфере "оборонки" послепродажный сервис часто является слабым звеном. "Нужны склады, нужны запасные части, нужна подготовка кадров, сервисные центры нужно открывать", - поставил задачу глава государства.
Отдельно он обратился к нефтегазовым компаниям, рекомендовав им закупать для своих нужд не импортную авиатехнику, а отечественную. Сейчас они для своих нужд закупают авиатехнику за рубежом и "причем в немалом количестве". Вопрос будет вынесен на правительственную комиссию по импортозамещению, обещал президент.
Оценивая в целом МАКС-2017, Владимир Путин отметил, что авиасалон вышел на высокий уровень и стал ожидаемым событием в России и мире. Он рассчитывает, что МАКС и впредь будет способствовать кооперации и продвижению авиапродукции РФ на рынки.
Новинок и событий уже в первый день работы МАКС-2017 было столько, что обо всех, даже коротко, не расскажешь. Тем более что развитие авиапромышленности - это не только самолетостроение, но и огромное количество смежных предприятий.
Интересно участие американцев в авиасалоне. Компания Boeing и российская особая экономическая зона "Титановая долина" планируют провести совместную дискуссию на тему "Вызов принят: особые условия развития авиастроителей в России". Кстати сказать, эксперты Boeing прогнозируют рост экономики нашей страны и уверены, что в ближайшие 20 лет авиационный рынок России и стран СНГ сможет принять 1 230 новых самолетов. Естественно, американцы будут продвигать свои. Но и нашим авиастроителям уже есть что предложить.
Это и набирающий популярность региональный SSJ 100, и среднемагистральный МС-21, и перспективный российско-китайский дальнемагистральный самолет, для которого еще имя не выбрали, но работы по его созданию уже идут.
На местные авиалинии скоро выйдет двухмоторный турбовинтовой Л-410. Это чешская машина, но теперь ее выпускают на Уральском заводе гражданской авиации. Евросоюз запретил странам Восточной Европы иметь свое авиационное производство, и чешский завод "Let" постепенно переезжает на Урал.
Традиционно на МАКС ярко представлены наши военные разработки в области авиации. Нынешний не исключение. На специальном подиуме стоит одна из звезд салона - истребитель МиГ-35С. В небе не просто пролеты, а высший пилотаж показывают перспективные Т-50. На статической стоянке в глаза бросается вертолет необычной черно-красной окраски. Это арктическая машина Ми-8АМТШ-ВА "Терминатор". Двигатели "Терминатора" могут спокойно запускаться после длительной стоянки на морозе даже в минус 60. Любопытно, что правилами Воздушного кодекса США запрещено глушить двигатели при посадке самолетов и вертолетов на необорудованные площадки в условиях северных территорий Аляски и Канады. Повторно их двигатели уже не запускаются.
Впервые представлена зенитная управляемая ракета малой дальности 9М100 разработки концерна ВКО "Алмаз-Антей". Она входит в состав зенитно-ракетного комплекса "Триумф" и применяется в комплексах корабельного базирования. Всего же "Алмаз-Антей" показывает более 150 образцов продукции военного, гражданского и двойного назначения. Среди систем противовоздушной обороны можно отметить полностью обновленную систему активной защиты вертолетов и самолетов "Президент-С", в которой существенную роль играют лазеры.
Подготовил Сергей Птичкин