Минсельхоз назвал сибирские регионы-лидеры животноводства

Ситуация, сложившаяся в российском животноводстве, по-прежнему не радует. Государство вкладывает в развитие отрасли беспрецедентные суммы, а поголовье и надои падают.

Об этом заявил заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов в Омске на межрегиональном совещании по вопросам реализации государственной программы развития животноводства до 2020 года.

- Мы намерены прекратить поддержку хозяйств, бездарно тратящих деньги, и включить механизмы административного преследования, - сообщил Хаутов. - В Сибири есть колоссальные резервы для развития отрасли. Все достойные проекты государство может обеспечить инвестициями. Давайте вместе думать, как выходить на плановые показатели.

По данным минсельхоза РФ, сегодня в стране дефицит молока. За последний год поставки молочной продукции за рубеж упали почти наполовину, мясной - на треть. Между тем алгоритм успешной деятельности в животноводстве уже давно определен.

- Для того чтобы преодолеть дефицит, необходимо сформировать высокоэффективное поголовье коров, изменить структуру кормления, а главное, реализовать инновационные проекты по строительству современных животноводческих комплексов, - уверен директор департамента животноводства и племенного дела минсельхоза России Харон Амерханов.

По такому принципу давно работают многие хозяйства Алтайского, Красноярского краев, Новосибирской, Омской областей. Однако повсеместно наблюдается парадокс: наряду с успешными существуют и провальные проекты, причем на предприятиях, расположенных в одной климатической зоне и имеющих равные возможности. А разгадка феномена лежит на поверхности: одни хозяйства серьезно занимаются животноводством, а другие только создают видимость ради того, чтобы получить господдержку. Это серьезно портит общую картину.

По данным статистики, семь сибирских регионов заметно сбавили темпы. Племенную работу ведет лишь пятнадцать процентов предприятий Сибири. Забайкалье, Бурятия рискуют потерять маточное поголовье. А в Тыве искусственное осеменение, генетические исследования крупного рогатого скота, а также инвесторы отсутствуют напрочь.

Слабые руководители - головная боль и других регионов СФО. Чтобы решить проблему, власти Омской области даже разработали систему сопровождения сельхозпредприятий, пользующихся господдержкой. Еще одна острая тема - фермеры, которым становится невыгодно держать скот. Девать его некуда, единственное решение - пускать под нож. Проблему могли бы решить госпредприятия, готовые принимать на баланс таких животных, однако для этого нужны изменения в законодательстве.

О том, что развивающемуся животноводству необходимы новые государственные стимулы, на совещании говорили даже преуспевающие хозяйственники. По словам Джамбулата Хатуова, меры гос-поддержки сохранятся минимум еще на ближайшую пятилетку. Введены так называемые региональные субсидии, которые можно направить, по усмотрению руководителей субъектов, на первоочередные нужды. Всего отрасли выделено дополнительно десять миллиардов рублей. Осенью ожидаются новые субсидии, в том числе четыре миллиарда рублей - на реализацию инвестпроектов. Важно, чтобы эти деньги "работали".

Комментарий

Александр Ткачев, министр сельского хозяйства РФ:

Производство мясной и молочной продукции у нас в приоритете. Уровень самообеспеченности в регионах СФО в данной сфере в среднем составляет 84 и 99 процентов соответственно. Однако этого недостаточно, чтобы говорить об импортозамещении. Поэтому в 2017 году на поддержку сельского хозяйства в регионы Сибири направлено 12 миллиардов рублей, а с учетом субсидий по льготному кредитованию - порядка 14 миллиардов. На краткосрочные льготные кредиты предусмотрено 1,3 миллиарда рублей, что на 20 процентов больше, чем годом ранее.