Да, тренд налицо - ведущие курорты обзаводятся своими музыкальными историями, не только европейские - российские музеи-усадьбы стали понимать, что это лучший способ заполучить классного посетителя, душа которого желает классической музыки.
История с фестивалем в Вербье уникальна и универсальна для каждого, кто задумывается о подобном проекте.
Началась она, как говорят, с вечеринки на даче...
Успешный музыкальный продюсер, одно время руководитель известной немецкой звукозаписывающей фирмы, искал для себя шале в швейцарских Альпах. Вербье, бурный зимний горнолыжный курорт, был просто летней тихой деревушкой... Когда там дом-дача-шале был приобретен, на новоселье съехались друзья. А кто мог приехать в гости к Мартину? Люди, у которых жизнь расписана на годы вперед, которые редко видят свои семьи и еще реже слушают концерты друг друга, вдруг получили приглашение поиграть вместе и отдохнуть на даче... И среди них Герберт фон Караян и Клаудио Аббадо, Ланг Ланг и Марта Аргерих...
Возможно, легенда, апокриф, но многие известные миру музыканты, в том числе Юрий Башмет и Евгений Кисин, свидетельствуют: да, так оно и было. Начиная с 1994 года в течение двух недель, с двадцатых чисел июля, Вербье становится центром притяжения для многих великих исполнителей. Среди тех, кто постоянно участвует в этом фестивале, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Нельсон Фрейре, Джошуа Белл, Рено Капюсон, Рене Флеминг, Хилари Хан, Леонидас Кавакос, Вадим Репин, Зубин Мета, Анне-Софи Муттер, Томас Квастхофф, Рене Папе, Михаил Плетнев и многие другие.
Вербье стал центром притяжения и для молодых профессионалов. Летом здесь работает академия для юных музыкантов из разных стран. Топ-событие фестиваля - выступление сводного Молодежного оркестра Вербье. Несколько лет назад мне посчастливилось ходить к ним на репетиции, а потом послушать концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в исполнении Даниила Трифонова и Молодежного оркестра под руководством Юрия Темирканова.
Многочисленные мастер-классы, лекции, дискуссии, уличные концерты, неформальная обстановка дружества без запредельной звездности - это уже родовые черты фестиваля в Вербье, которые поднимают его в ряд со знаменитыми Зальцбургским и Байротским фестивалями.
Сейчас моя третья поездка в Вербье. Рада буду отчитаться перед читателями "РГ" не только впечатлениями (я не музыкальный критик, а благодарный слушатель), а скорее механикой подъема, финансированием и существованием такого масштабного проекта. Его руководитель и душа Мартин Энгстрём пообещал ответить на все вопросы про то, как делаются подобные события и почему без российских исполнителей просто не было бы такого Вербье. И подробнее - на каком основании в Европе его многие считают русофилом?..
Бермет Акаева, член клуба друзей фестиваля
Какие концерты российских исполнителей постараюсь непременно посетить:
23 июля в главном фестивальном зале Юрий Башмет со своим ансамблем "Солисты Москвы" отмечают 25-летие коллектива. В этот же вечер в церкви выступает великий пианист Григорий Соколов, который практически не играет в России, но раз в году приезжает с концертом в Санкт-Петербург;
26 июля один из самых ожидаемых концертов Евгения Кисина, который за все годы существования фестиваля пропустил Вербье только пару раз.
29 июля выступает Николай Луганский, один из двадцати крупнейших пианистов, которые в этом году приезжают в Вербье.
1 августа - выдающийся дирижер и пианист Михаил Плетнев, который, кстати, выступит и 6 августа на закрытии фестиваля.
2 августа - концерт всемирно известного баса Ильдара Абдразакова.
А вообще около 60 концертов ждут меломанов в эти две недели в Вербье.
Все подробности о фестивале: verbierfestival.com