Вопрос воспитанника образовательного центра "Сириус" Егора звучал так: "Почему призерам олимпиад выплачивают премии, только если они из Москвы? До 2016 года выплачивали всем". Президент обещал разобраться в ситуации.
В России система поощрений для победителей и призеров разных олимпиад и других конкурсов развивается довольно активно. Как правило, им выдаются премии по 60 и 30 тысяч рублей. В этом учебном году было награждено около 5 тысяч человек. Плюс ребята, которые были награждены как победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников и международных олимпиад. Все списки открыты, их можно найти на сайте "РГ" и Минобрнауки.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской и других олимпиад, которые входят в особый перечень, утвержденный минобрнауки, на первом курсе вуза получают стипендию не 2-3 тысячи, как остальные студенты, а 20 тысяч рублей. Для получения такого ежемесячного гранта достаточно написать электронную заявку и приложить документы.
На международных олимпиадах самые высокие результаты наши школьники обычно показывают по математике, информатике, физике, химии и астрономии. Ребят готовят к олимпиадам опытные вузовские педагоги. К примеру, если речь идет о международной олимпиаде по математике, то подготовка идет на базе МФТИ. Руководитель сборной по математике - преподаватель этого вуза Назар Агаханов.
Чаще всего, победителей и призеров Международной олимпиады по математике дают Москва, Санкт-Петербург, Томск, Ульяновская область, Татарстан, Удмуртия, Челябинск, Новосибирск. В списке, как правило, есть ребята из московского СУНЦа, лицея "Вторая школа", школы № 1329, школы "Интеллектуал", Санкт-Петербургского президентского физико-математического лицея №239. Но, по словам экспертов, география сужается.
В этом году Россию на международной олимпиаде по математике в Рио представляют Георгий Вепрев, Ярославская область, Никита Добронравов, Новосибирская область, Тимофей Зайцев, Москва, Михаил Иванов, Санкт-Петербург, Вадим Ретинский, Москва, Кирилл Тыщук, Санкт-Петербург. И, как всегда, есть ученики санкт-петербургского лицея №239.
Никаких золотых гор вузовские педагоги-тренеры, к сожалению, не имеют. Как и школьные учителя, которые, собственно, первыми начинают поддерживать талант. В лучшем случае, им начисляется надбавка в стимулирующую часть зарплаты. Особенно, если это школы в небольших городах. До недавнего времени в официальном представлении членов сборной команды даже не указывалось, какие педагоги учили талантливого ученика. Сейчас фамилии есть и названы школы, где прежде учились талантливые ребята. Часто это школы в глубинке.
Мало кто знает, но, например, знаменитого студента мехмата МГУ, который был победителем многих олимпиад по математике, в том числе - международных, до побед довела белгородская учительница Валентина Арсентьевна Лычева. Этот студент был первым, кто попросил ректора МГУ математика Виктора Садовничего давать задачи потруднее.
Более 100 победителей и призеров олимпиад по химии подготовила барнаульская учительница Раиса Андреевна Коркина, которая занималась с талантливыми учениками в кружке бесплатно в выходные дни. Недавно она была награждена медалью "За заслуги в труде" .
В столицах ситуация иная. Спецшколы, лицеи могут рассчитывать на дополнительные средства и гранты.