21.07.2017 11:41
    Поделиться

    Проект серийного производства ракеты "Ангара" обрастает подробностями

    Омский "Полет" отгружает вторую тяжелую "Ангару". Уже в конце июля ракету-носитель доставят в Москву для испытаний. На космодром Плесецк она попадет в первом квартале 2018 года.

    Нынешнее лето выдалось богатым на громкие заявления топ-менеджеров ГКНПЦ имени Хруничева (в который входит омское ПО "Полет") и представителей Минобороны относительно проектов, связанных с "Ангарой".

    В частности, руководство "Роскосмоса" подтвердило намерение начать коммерческие пуски "Ангары" с 2020 года, постепенно отказываясь от ракет "Протон-М". Но при этом, намерено сделать процесс сборки максимально экономичным.

    Еще одна новация - запуск ракет многоразового использования. Это ответ российских конструкторов альтернативным разработкам американской SpaceX. В частности, в ГКНПЦ имени Хруничева собираются возвращать первую ступень ракеты "Ангара". Космические инженеры утверждают, что она может, как самолет, вновь и вновь возвращаться на космодром, чтобы потом повторить взлет. По расчетам разработчиков, применение данной методики позволит в 2-3 раза сократить расходы на вывод полезной нагрузки на орбиту. Система, которая уже получила название "Байкал", только на первом этапе сможет обеспечить 25 пусков, а в перспективе их число увеличится в восемь раз - до двухсот.

    Стоит сказать, что тема экономичного освоения космоса стала ключевой в профильном журнале "Пром", цель создания которого - поддержка и лоббирование интересов омской промышленности.

    - И это неслучайно, - поясняет главный редактор издания Антон Медведев. - Впервые за несколько десятилетий люди делают в космосе что-то новое. Американцы удивляют проектами корпорации SpaceX и готовятся уже через семь лет явить миру нового Нила Армстронга, высадив человека на Марсе. В России достраивают новый космодром и доводят до ума сверхтяжелые, экологически чистые ракеты-носители. В Китае готовят новую орбитальную станцию… Есть чем заняться. Отрадно, что свой вклад в "мирный космос" делает и Омск. Уже через три года начнутся коммерческие запуски "Ангары", а через пять лет омские ракеты будут стартовать с космодрома "Восточный".

    Между тем, оборонные предприятия активно выстраивают новый курс - на "гражданку". И это - тоже одна из тем журнала "Пром". В частности, новые заказы обещает "Омсктрансмашу" руководство корпорации УВЗ. Мало того, в планах холдинга - создание кластера по производству гражданской продукции. Речь идет о востребованной дорожно-строительной и сельскохозяйственной технике, оборудовании для нефтяников и ЖКХ.

    В настоящее время "Омсктрансмаш" - единственный в стране производитель гусеничных лент для бронетехники, делает ставку и на выпуск гражданской версии плавающего транспортера. Универсальная конструкция ПТС-ПС позволяет использовать его для выполнения поисково-спасательных работ в зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф.

    В этих планах весьма заинтересованы региональные власти, которые уже заключили корпорацией "Уралвагонзавод" соглашение о сотрудничестве.

    Тем временем Госкорпорация "Ростех" (в которую теперь входит и "Омсктрансмаш"), приняла стратегию развития кластера "Вооружение", где расписаны этапы развития оборонной промышленности вплоть до 2025 года. Проект предполагает вывод на рынки "умной" гражданской продукции, доля которой возрастет до 50-ти процентов. В денежном выражении выручка кластера к 2025 году должна составить около 700 миллиардов рублей, а чистая прибыль - превысить 50 миллиардов.

    По мнению экспертов "Прома", резервы у омичей есть. В настоящее Омсктрансмаш" - это не только серьезный производитель ОПК, но еще и разработчик строительно-дорожных машин, а также оборудования для нефтегазодобывающего комплекса. Только по заказу "Газпрома" предприятие изготовило опытную партию сверхпрочных свай, предназначенных для строительства газопровода "Сила Сибири" в условиях крайнего Севера, срок службы которых составляет не менее 30 лет.

    Его освоение - это вообще отдельная страница в развитии омского машиностроения. В ноябре в Омске пройдет Всероссийский форум "Высокие технологии и техника для Арктики". По данными профильного министерства, сегодня около сорока омских предприятий выпускают более 160-ти наименований промышленной и научно-технической продукции, которая востребована в добывающих отраслях, энергетике и транспортной сфере Крайнего Севера. Динамики процессу добавит проект концепции развития производства продукции для Арктики в СФО до 2020 года. Основные заказчики - крупные компании ТЭК и добывающей промышленности, "Газпром", "Газпром нефть", "Роснефть", "Транснефть, "АЛРОСА" и "СИБУР Холдинг". Многие из образцов перспективной продукции будут представлены на "ВТТА-ОМСК-2017".

    Комментарий

    Алексей Ромахин, президент фонда поддержки промышленности "Город будущего":

    - Промышленность Омской области преодолела прошлогодний спад и, по данным Росстата, за первый квартал 2017 года демонстрирует лучшую динамику среди регионов Западной Сибири. Но это не повод почивать на лаврах. Экономика региона по-прежнему недостаточно диверсифицирована. Ситуация осложняется сверхконцентрацией производительных сил в региональном центре. Не способствует прогрессу и современная система управления. На мой взгляд, необходимо довести до практического решения вопрос о создании на территории Омской области так называемых территорий опережающего развития в малых городах. Это позволило бы задействовать уже имеющиеся и создать новые мощности, остановить отток населения из наиболее обеспеченных транспортной инфраструктурой сельских районов. Примером для подражания может служить Новокузнецк, который уже сравнялся по численности населения с областным центром и благодаря механизмам ТОР развивается опережающими темпами.

    Поделиться