25.07.2017 18:24
Рубрика: Дороги

Развязка впереди

Андрей Бочкарев о том, когда Москва все-таки поедет быстрее
Более 500 километров новых дорог построили за последние шесть лет московские строители, а транспорт на большинстве из них в час пик все равно стоит. Почему? Когда появится полный список пятиэтажек, вошедших в программу реновации? На эти и другие вопросы ответил в ходе "Делового завтрака" в "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Почему тормозит Щелковское?

Андрей Юрьевич! Недавно ЦОДД обнародовал средние скорости движения транспорта на основных вылетных магистралях столицы. По его данным медленнее всех едет Щелковское шоссе - средняя скорость в обычные часы 27 километров в час, а в часы пик еще меньше - 22 километра. Там что, до сих пор реконструкция не закончилась?

Андрей Бочкарев: У нас действительно на этой трассе были проблемы, связанные с заменой подрядчика. Тем не менее движение по основному ходу мы запустили еще в прошлом году, а в этом завершили и реконструкцию. Расширили дорогу на всем протяжении. Построили огромную эстакаду, избавившую москвичей от пробок и вдоль всего шоссе построили дублеры. Для общественного транспорта создали выделенную полосу. Средняя скорость транспортного потока в результате увеличилась в среднем на 20 процентов.

Осталось благоустройство дворов и прилегающих территорий - в сентябре закончим и его. Но проблема в том, что Щелковское шоссе - самое узкое на выезде из Москвы, всего с двумя полосами движения. В то время, как в черте столицы это шести-восьмиполосная магистраль. Поэтому и образуются пробки. Как только коллеги из федеральных структур найдут техническое решение по расширению шоссе за МКАД, мы сразу возьмемся за реконструкцию развязки Щелковки с Кольцевой.

Шоссе Энтузиастов уже реконструировано, но и оно едет лишь чуть быстрее - 29 километров в обычное время и 23 километра - в часы пик. А здесь в чем проблема?

Андрей Бочкарев: На шоссе Энтузиастов остался один проблемный участок - на пересечении прямого хода с так называемым четвертым транспортным кольцом, где строится эстакада. Больше всего тормозит движение перекладка коммуникаций на территории промпредприятия, с которым пришлось вести на этот счет долгие переговоры. Сейчас для замены коллектора теплосети, паропровода нам приходится делать локальные кратковременные выгородки с заужением проезжей части. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил задачу уже летом освободить проезжую часть прямого хода Шоссе Энтузиастов и открыть движение в полном объеме. В августе мы оттуда уйдем. К осени планируем закончить и остальные работы по созданию новой транспортной инфраструктуры.

С 2011 года до конца 2017-го в Москве будет построено более 600 километров новых дорог. Это 20% от существующих в столице

На Рязанском и Мичуринском проспектах скорость 31 километра в час, на улице Профсоюзной - 33… Есть перспективы ее увеличения?

Андрей Бочкарев: Разгрузке Рязанского проспекта будет способствовать строительство участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Косинской развязки в районе Вешняки. Строительство идет полным ходом, в 2018 году планируем завершить. Мичуринский проспект разгрузит Южный дублер Кутузовского проспекта, его строительство планируется начать уже во втором полугодии этого года. В настоящее время завершаются проектно-изыскательские работы. Но хотел бы напомнить: ни один мегаполис в мире не способен создать условия, при которых автомобильный транспорт будет просто лететь по всему городу. В Москве, имеющей около 5 миллионов машин, в год прибавляется еще по 200 тысяч автомобилей. Организовать беспрепятственное движение такого количества транспорта невозможно. Вот почему в основу политики правительства Москвы с самого начала заложен приоритет движения общественного транспорта, для которого с 2011 года мы построили более 150 километров выделенных полос.

Сколько появится новых дорог?

А вот МКАД радует - там транспорт едет даже в час пик в среднем 41 километр в час. И работы по реконструкции Кольцевой продолжаются… Значит, поедем еще быстрее?

Андрей Бочкарев: За последние годы на Кольцевой реконструировано 13 крупных транспортных развязок, в том числе две из них - Бусиновская и Молодогвардейская, за счет федерального бюджета. Мы убрали проблемные места для движения практически на всех пересечениях с вылетными магистралями, которые раньше на Яндексе всегда светились красным. В этом году запустим самую большую развязку - на улице Профсоюзной и останутся еще две - на улице Липецкой, где работы уже идут и Щелковском шоссе, о котором я говорил.

В итоге скорость движения на самой Кольцевой значительно увеличилась, да и на вылетных магистралях это позволило ликвидировать множество узких мест. Например, строительство эстакады в районе Теплого стана избавило водителей от потери 30 минут у светофора на улице Профсоюзной. На улице Янгеля, на пересечении с Варшавским шоссе, где тоже уходило до получаса - сам там езжу, сейчас достаточно полторы минуты. Чтобы проехать между улицей Алабяна и Большой Академической, тратили от 40 минут до часа, а теперь, по информации префектуры, дорога занимает полторы минуты езды по Алабяно-Балтийскому тоннелю…

Хотя строили этот объект очень долго…

Андрей Бочкарев: Профессионалы знают: по сложности сооружения Алабяно-Балтийскому тоннелю нет равных в мире. Шестиполосный, длиной почти два километра, он построен под двумя другими тоннелями - Ленинградским и Волоколамским, и в то же время под действующей линией метро. Все это требовало ювелирной работы. А еще - серьезных усилий по укреплению неустойчивых пород, огромных водопритоков подземных рек.

Строительство Северо-Западной хорды планировалось завершить в 2018 году, а Северо-Восточной - в 2019-м…

Андрей Бочкарев: Сроки будут соблюдены. На сооружении Северо-Западной хорды у нас остался только участок от улиц Нижние Мневники и Народного ополчения до Крылатской. Подготовительные работы идут и за 2018-й год хорда будет готова. В 2019-м построим и вторую, Северо-Восточную, за исключением участка между Дмитровкой и Ярославкой. Этот участок рассматриваем как платный, концессионный. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.

Сколько еще дорог прибавится в Москве в 2017-м?

Андрей Бочкарев: Департаменту строительства предстоит построить 93 километров дорог, плюс 26 крупных искусственных сооружений, 20 больших пешеходных переходов. В этом году уже полностью завершен первый этап реконструкции Калужского шоссе. Сдан участок Северо-западной хорды, который включает Аминьевское шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова и все искусственные сооружения на этом участке.

Запущено движение по путепроводам на железнодорожных переездах в районе станций "Щербинка" и "Переделкино", а недавно мэр открыл движение и по эстакаде в районе станции "Кокошкино".К концу 2017- го мы выйдем на рубеж более 600 километров, построенных и реконструированных дорог, начиная с 2011 года.

Новые дома - на века

Программа реновации пятиэтажного жилого фонда Москвы, можно сказать, на старте. Она волнует не только москвичей, но и жителей Подмосковья, которые опасаются: не завалит ли столица их отходами от снесенных домов? Куда вы вообще собираетесь их девать? Если вывозить в другие регионы, вывоз станет золотым…

Андрей Бочкарев: Сейчас, еще до начала работы новой программы реновации, мы сносим примерно сотню пятиэтажек в год. Получаем от этого примерно 600 тысяч тонн мусора. Его утилизация - естественный, плановый, организованный процесс. На старте программы будем сносить пусть не 100, а 200 пятиэтажек, а на пике - 300… Значит, количество отходов вырастет примерно до 1-1,5 миллиона тонн. Это прибавка всего 15-20 процентов к тем 7 миллионам тонн отходов, которые город получает от строительных и ремонтных работ по всей Москве.

Но полигоны в Московской области переполнены, они уже один за другим закрываются.

Андрей Бочкарев: Закрываются полигоны твердых бытовых отходов. Строительных это не касается. Москва использует огромное количество песка, добываемого в Подмосковье. Карьеры, которые образуются при этом, надо засыпать. Вот туда, в эти котлованы, и вывозим по согласованию с правительством Московской области, строительные отходы. Те, что не подлежат переработке. Большая же часть их - порядка 80 процентов, перерабатываются. Какой-то бетон идет в качестве добавок при строительстве дорог, а какой-то, более мягкий, керамзитобетон, например, для подсыпки пешеходных дорожек. Причем мощности предприятий, которые занимаются переработкой и использованием строительного мусора в Москве, загружены всего процентов на 20. Следовательно, у нас в запасе еще очень приличные мощности для переработки.

Когда появится точный перечень домов, вошедших в программу реновации?

Андрей Бочкарев: Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин недавно сообщил, что в августе. Сейчас идет проверка протоколов общих собраний жителей домов, которые приняли решение о вхождении в эту программу после окончания голосования на "Активном гражданине". К выставленным на голосование 4,5 тысячам домов добавилось еще 1,5 тысячи протоколов. Пока могу сказать одно: мнение всех москвичей будет учтено. Рано или поздно все нуждающиеся в обновлении дома будут включены в программу, ведь августом реновация не заканчивается.

Прозвучала информация, что скоро будут утверждены новые стандарты качества домов для переселенцев из пятиэтажек. То есть в городе будут двойные стандарты - для участников программы реновации одни, а, скажем, для очередников - другие?

Андрей Бочкарев: Все жилье в Москве возводится по новым энергосберегающим технологиям, из более современных материалов, по проектам, которые дают возможность формировать разнообразный архитектурный облик города. Но качество отделки в домах для переселенцев будет выше - класса комфорт, комфорт плюс вместо эконом и эконом плюс. Это значит, что на пол в квартирах по программе реновации положат вместо линолеума ламинат 32 класса, на стены наклеят вместо бумажных флизелиновые обои, которые новоселы при желании смогут перекрасить по своему вкусу. Повышенного качества установят и двери - из бруса или слоеного шпона. А еще улучшенная сантехника, прочее оборудование. И это, на мой взгляд, справедливо: ведь если очередники получают квартиры бесплатно от города, то участники программы реновации отдают за новую квартиру жилье, которое у них уже было.

Говорят, чтобы все это москвичи могли увидеть своими глазами, на ВДНХ построят новый шоу-рум

По данным Центра организации дорожного движения медленнее всех в Москве едет Щелковское шоссе - со средней скоростью в обычные часы 27 километров в час, а в часы пик - 22 километра

Андрей Бочкарев: Да, в рамках прошедшего в Москве урбанистического форума в 75-м павильоне действовал шоу-рум из временных конструкций. В день туда приходило до 7 тысяч человек - вот какой был интерес. Поэтому решено сейчас сделать шоу-рум постоянно действующий. Он будет имитировать дом с однокомнатной, двухкомнатной, трехкомнатной и четырехкомнатной квартирами. Пусть люди приходят и смотрят, как все будет и не волнуются, когда придет их очередь переезжать в новую квартиру.

Этот год особенный для Москвы - в сентябре она отпразднует свое 870-летие. В прежние времена строители готовили к таким датам городу подарки...

Андрей Бочкарев: Мы каждый день вводим что-нибудь новое в городе - более 200 объектов введем и в этом году. И совсем не потому, что он юбилейный, а для того, чтобы Москва жила еще многие века и год от года становилась все краше, уютнее и комфортнее.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"