25.07.2017 08:37
    Технологии
    Поделиться

    Как работает современный портовый терминал

    Чтобы погрузить пришедший из Кузбасса уголь из вагона на судно заказчика из Европы, нужно сделать множество сложных шагов. Каменный уголь - непростой продукт и требует бережного обращения и постоянного внимания. На специализированном угольном терминале порта Усть-Луга справляются со сложными задачами так, что потребитель ни разу не усомнился в качестве угля, а показатели работы растут и бьют рекорды. Корреспондент "РГ" увидела, как современные технологии работают на самом передовом угольном терминале страны, входящем в состав портового угольного холдинга ООО "Управляющая портовая компания", где автоматизация труда доходит до 100 процентов.

    - Отойдите подальше и внимательно смотрите по сторонам - все работает автоматически, - говорит начальник службы коммерческой и складской работы АО "Ростерминалуголь" Игорь Дейчев. - Люди на территории только контролируют работу техники.

    Не зря здесь выдают каски и яркие жилеты - маленький человек незаметен рядом с огромными машинами, которые работают словно сами по себе. Мы стоим в центре территории, и перед нами - гордость терминала - тандемные вагоноопрокидыватели. Гигантские механизмы, занимающие отдельное здание, поражают с первого взгляда. Мигают сигнальные лампы и громко гудит предупредительный сигнал: будь осторожен, вагоны подходят! Внутрь ротора вагоноопорокидывателя по рельсам медленно заезжают два 75-тонных вагона с углем . Не успеешь оглянуться, как машина уже опрокинула их на 160 градусов и поставила обратно. Один за другим вагоны переворачивают, как спичечные коробки, и, если подняться на пару ступенек на площадку, сверху видно, как угольные горы с шумом ссыпаются в бункер. При этом пыль улавливает огромный промышленный пылесос - аспирационная установка. Из бункера уголь по конвейеру отправляется на склад или на судно.

    Вагоноопрокидыватель - революция в разгрузке вагонов, вместо долгой работы грейферными ковшами, которые часто повреждали вагоны, теперь можно одновременно опрокинуть два вагона (150 тонн) и высыпать все содержимое быстрее чем за три минуты.

    Пока завороженно смотришь, как отъезжают порожние вагоны, другое техническое решение уже тут как тут. Трансбордер бесшумно переставляет вагоны на соседние пути - к порожнему составу. Такую систему на терминале применили впервые в России.

    Когда идешь по территории предприятия, только и смотришь по сторонам с удивлением. Вот реклаймер забирает из штабеля уголь нужной марки, который по системе конвейеров попадает с помощью судопогрузочной машины прямо в трюм пришвартованного судна. А с другой стороны - сами склады, где водяные пушки орошают огромные штабеля угля как газон в саду. Оказалось - необходимость, с углем иначе нельзя.

    - Уголь пылит, и эту пыль надо подавлять, - продолжает Дейчев. - Для этого у нас работают более 20 разных установок, пылеуловители, пылесосы, 48 водяных пушек орошают штабеля в сухую погоду, а зимой работают снеговые пушки.

    Уголь в порту не только поливают, но и мониторят датчиками, очищают магнитами и даже... размораживают. Зимой уголь часто смерзается в дороге, и, чтобы он оттаял, вагоны подогревают в специальных установках. Мощными магнитами из угля при транспортировке - из вагона на склад или из вагона на судно, вылавливают металлические включения, которые ухудшают его качество.

    Доходим, наконец, до "мозга" предприятия - центра управления терминалом и всеми его супермашинами. За окнами - вид на угольные штабеля, но самое главное - на мониторах.

    - Перед нами весь терминал как на ладони, - говорит оператор ЦПУ Александр Байдаков, указывая на главный монитор на стене. - На экране все условно - квадраты, точки, цифры, но профессионалу понятна вся картина. Два прямоугольника внизу - это два балкера у причалов, квадраты - штабеля с углем. Хотите, включим вон ту водяную пушку?

    Нажатие кнопки - и через секунду за окном взмывает струя воды и направляется на ближайший штабель.

    - А на этих мониторах мы отслеживаем температуру угля, - добавляет оператор.

    Уголь склонен к самовозгоранию из-за окисления, поэтому ему нельзя давать нагреваться, и "Ростерминалуголь" первым в России установил тепловизоры по периметру складов. Техника непрерывно следит за температурой штабелей, передавая картинку в инфракрасном спектре в центр управления.

    Уголь из Усть-Луги отправляется в Западную Европу, Израиль, Марокко, Турцию, Малайзию и Латинскую Америку .

    Кстати

    Модернизация оборудования, создание оптимальной логистики и новые IT-решения помогли угольному терминалу в этом году побить все возможные рекорды. Предприятие показало рост на 43 процента только за полгода, отгрузив на экспорт рекордные 11,3 миллиона тонн. В прошлом году АО "Ростерминалуголь", крупнейший на Северо-Западе России специализированный угольный терминал с закрытой перевалкой угля, входящий в состав портового угольного холдинга ООО "Управляющая портовая компания", достигло максимального показателя грузо-оборота за всю историю, перевалив 18,1 миллиона тонн, а за последние 5 лет на экспорт на терминале отгрузили 80 миллионов тонн угля, поставив абсолютный рекорд среди портов Северо-Запада России.

    Отметим, что в июне терминал принял самое крупное судно в своей истории - балкер Navios Pollux класса Capesize, куда погрузили рекордную партию энергетического угля - более 128 тысяч тонн. В мае же за 12-часовую смену здесь добились максимальной выгрузки угля - 647 вагонов, а за сутки - 1259.

    Поделиться