25.07.2017 19:02
    Поделиться

    В Петербурге встал вопрос о месте загрузки топлива для плавучей АТЭС

    Строительство первой в мире плавучей АЭС близится к завершению
    Процесс загрузки ядерного топлива для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) может быть перенесен из Петербурга в Мурманск. Окончательное решение будет принято в ближайшее время, вопрос прорабатывается по просьбам общественности.

    ПАТЭС "Академик Ломоносов" строится в самом центре Петербурга, на Васильевском острове. Как рассказал руководитель проекта Алексей Владимиров, в настоящее время готовность ПАТЭС составляет 96 процентов.

    - На судне смонтированы основные устройства и механизмы, - рассказал Владимиров, - важнейшие из них - это реакторная и генераторная установки и обслуживающие их системы. Кроме того, смонтированы общесудовые системы, система жилого блока и система управления технологическими процессами. Заказ находится в завершающей стадии строительства, с июля прошлого года на нем начаты швартовные испытания.

    Напомним, сооружение плавучего энергоблока началось в Санкт-Петербурге в 2008 году, в 2010-м ПАТЭС была спущена на воду. Параллельно ведется набор и обучение экипажа и персонала атомной станции. Полный штат ПАТЭС составит 300 человек, они будут работать в три смены по 50 человек одновременно вахтовым методом, меняясь через каждые три месяца.

    Плановый срок окончания строительства - 30 ноября 2017 года, еще примерно через полгода несамоходная плавучая АЭС отправится в Мурманск, где около года будет находиться в режиме временной стоянки. Место выбрано не случайно: именно в Мурманске ведется эксплуатация российских атомных ледоколов, поэтому там уже есть вся необходимая инфраструктура.

    - От 12 до 14 месяцев "Академик Ломоносов" простоит у причальной стенки Атомфлота в Мурманске, - рассказал заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам концерна "Росэнергоатом" Павел Ипатов, отвечая на вопрос корреспондента "РГ". - Этот перерыв связан с подготовкой береговой инфраструктуры в Певеке, которая полностью должна быть завершена к июлю 2019 года. Комплекс включает в себя мол - причал, защищающий ПЭБ от льдов в заливе, а также инфраструктуру, которая обеспечит передачу электрической и тепловой энергии на берег, вспомогательные объекты и объекты обеспечения физической защиты.

    Не исключено, что именно в Мурманске произойдет и загрузка ядерного топлива, которое обеспечит работу реактора

    ПАТЭС. В Петербурге в последнее время изредка звучат опасения по поводу того, что радиоактивные вещества будут перегружаться на борт в самом сердце Северной столицы. Утихомирятся эти волнения в самое ближайшее время.

    - Обеспокоенность, которую сегодня высказывают общественность Петербурга, а также и сопредельные страны, не может быть не услышана, - заявил представитель Росэнергоатома. - Поэтому руководством Росатома и Объединенной судостроительной корпорации в ближайшее время будет принято отдельное решение о месте загрузки ядерного топлива на ПАТЭС.

    По словам разработчиков, для эксплуатации ПАТЭС предприняты самые жесткие меры безопасности: станция может выдержать не только экстремальные снегопады, но даже прямое попадание молнии или взрыв танкера-бункеровщика рядом с бортом и падение летательного аппарата массой до 11 тонн. При этом, согласно расчетам, радиационное воздействие на население и окружающую среду как при нормальной эксплуатации, так и при авариях не превысит уровень естественного радиационного фона.

    Переход "Академика Ломоносова" в Мурманск займет около 15 дней, он состоится летом 2019 года. Если погода позволит, еще столько же плавучий

    энергоблок будет добираться до места своей будущей работы - Чукотского полуострова, а ввод ПАТЭС в эксплуатацию намечен на декабрь 2019 года. Согласно проекту на борту "Академика Ломоносова" одновременно может быть размещено три "закладки" топлива: его хватит для обеспечения работы станции в течение 12 лет. После этого станция должна быть доставлена к специально оборудованному причалу, где может быть произведена замена.

    Кстати

    Вопросами строительства и эксплуатации ПАТЭС весьма интересуются иностранные державы. Недавно на заводе, реализующем проект, побывала делегация постоянных представителей государств при международных организациях в Вене, которая насчитывала сразу 48 человек. По мнению посла Бразилии Марселя Биато, такие мероприятия являются "важным показателем открытости, который является критически важным для обеспечения доверия населения к ядерной энергетике в целом и позволяет близко познакомиться с ядерными установками, производящимися в России".

    Особенно привлекательны мобильные атомные технологии для островных государств. А российские специалисты готовы тиражировать свой опыт.

    - Сегодня Росатом изучает международный рынок подобных установок и занимается оптимизацией плавучих энергетических блоков (ПЭБ), - рассказал Ипатов. - Мы готовы представить для потребителей модернизированный ПЭБ - с улучшенными экономическими характеристиками, большей модности. И так как мы считаем, что сегодня Россия - безусловный лидер в ПЭБостроении, это лидерство мы ни в коем случае не упустим.

    Прямая речь

    Джозеф Сеоколо Тебого, председатель Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), постоянный представитель ЮАР при МАГАТЭ:

    - То, что мы увидели на атомных объектах России, - это отличный уровень как ядерной сохранности и безопасности, так и ядерной культуры в целом. Плавучая атомная станция - это уникальный и очень интересный проект. Мы внимательно следим за его дальнейшим развитием и прогрессом. МАГАТЭ будет и наблюдать, и содействовать осуществлению этого проекта.

    Поделиться