Совфед одобрил закон о нормах бесплатного авиабагажа после дискуссии

Совет Федерации завершил весеннюю сессию, самым дискуссионным вопросом повестки стали поправки в Воздушный кодекс, которые позволяют исключать норму бесплатного провоза багажа из тарифа невозвратных авиабилетов. Еще более острую дискуссию вызвал ведомственный акт о провозе телефонов и верхней одежды в ручной клади. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко даже сказала, что попросит наказать авторов проекта этого документа, если замечания сенаторов не будут учтены.

Закон, по мысли его авторов, призван помочь развитию низкобюджетных авиакомпаний (лоукостеров), а также позволит снизить расходы пассажиров, путешествующих налегке. Остальным придется либо доплатить за багаж, либо приобрести более дорогой, возвратный билет, причем в тариф такого проездного документа будет включено не менее десяти килограммов бесплатного багажа. Авиакомпании также могут устанавливать нормы бесплатного провоза ручной клади таким образом, чтобы габариты позволяли разместить ее в салоне самолета.

Поправки в Воздушный кодекс непросто проходили через Совфед, вызвав дискуссию. Два комитета - по экономической политике и по конституционному законодательству - в понедельник предложили его отклонить. Как заявил журналистам глава Комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас, в случае отсутствия бесплатной нормы багажа все вещи пассажир будет вынужден взять в салон самолета. Однако нормативных актов, в которых бы конкретизировалось понятие "ручная кладь" и "вещи, находящиеся при пассажире", сенаторы пока не видели.

В связи с этим они высказали опасение, что в отсутствие правил перевозки вещей в салоне авиакомпании могут "устанавливать нормы ручной клади, стремящиеся к нулю". "Это обстоятельство будет вынуждать пассажиров приобретать билеты по более дорогому тарифу, включающие привычные условия провоза багажа", - считает Андрей Клишас.

Тем не менее Совет палаты в тот же день решил закон одобрить. Позднее и Комитет по экономполитике изменил позицию, решив все-таки поддержать закон. По словам главы комитета Юрия Неелова, министр транспорта Максим Соколов заверил его, что чрезмерных ограничений для граждан не будет, а все нормативные акты ведомство подготовит до вступления закона в силу (в течение 60 дней). "Думаю, надо пойти навстречу министерству, раз уж они берут на себя такую ответственность", - отметил Юрий Неелов.

Вчера в ходе пленарного заседания докладчик по закону Михаил Пономарев заявил, что минтранс уже подготовил новые федеральные авиационные правила. Содержание этого документа, который, по мнению Андрея Клишаса, только ухудшает ситуацию, получило жесткие оценки. В опубликованном документе, в частности, предлагается установить минимальный вес ручной клади, которую пассажир может провозить на борту воздушного судна, - пять килограммов. При этом из перечня предметов, которые разрешено брать с собой на борт помимо ручной клади, исчезли папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, печатные издания, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамера. В связи с этим СМИ решили, что за провоз этих вещей теперь придется платить.

"Что касается ручной клади, там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, верхнюю одежду, - кто автор этого нормативного акта?" - возмутилась Валентина Матвиенко. Она призвала разграничить сам закон, к содержанию которого претензий нет, и неудачный, по ее мнению, проект приказа минтранса. "Этот закон - в интересах пассажиров, он позволяет пассажирам без багажа получить льготные билеты", - отметила спикер, добавив, что не следует "оттаптываться" на нем за все претензии, которые накопились к гражданской авиации.

Она добавила, что в сентябре сенаторы хотели бы заслушать доклад о том, как учтены их замечания при работе министерства над подзаконными актами. "Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы", - сказала спикер. Вплоть до того, чтобы попросить главу минтранса "наказать административно" авторов проекта документа.

Впрочем, позднее минтранс разъяснил изменения в авиационные правила. Так, пассажиру, купившему билет по невозвратному тарифу, не будут запрещать брать на борт перечисленные предметы, так как они по сути всегда находятся в ручной клади. Просто эти вещи нужно будет предъявить для взвешивания всей ручной клади, то есть спрятать тот же телефон в сумку. Взять на борт разрешат до пяти килограммов вещей, но перевозчик может поднять планку. Опустить ее нельзя.

Большинством голосов (110 - за, 18 - против, 24 - воздержались) закон о возможности исключать норму бесплатного багажа при невозвратных билетах был одобрен в Совфеде. По оценкам министра транспорта Максима Соколова, которого процитировал ТАСС, отмена обязательного бесплатного багажа может снизить цену ряда авиабилетов на 10-20 процентов. Что касается подзаконного акта минтранса, который тоже вызвал дискуссию, то его будут дорабатывать с учетом предложений экспертов и общественности. Отчет в верхней палате парламента представят 27 сентября. "Мы не допустим, чтобы минтранс принял нормативные акты, которые ухудшали бы положение граждан, - заявила Валентина Матвиенко. - Мы будем держать это под жестким контролем и в случае необходимости жестко реагировать".

Безбагажные тарифы появились в России зимой 2015 года. Тогда средний чек снизился на 20 процентов, так как пассажиры смогли выбирать, сколько будет стоить их перелет, рассказывал ранее "РГ" pr-директор Aviasales Янис Дзенис. Речь идет о сумме услуг, в том числе провозе багажа. "Отмена гарантированного бесплатного места багажа - это мера по либерализации рынка. Авиакомпании (ориентируясь на потребности пассажиров) сами должны решать вопрос с лимитами, - считает Янис Дзенис. - Другое дело, что половина путешественников вообще не знает, что включено в тариф, а 30 процентов доплачивали за багаж, узнав о новых нормах в аэропорту. При этом стоимость доплаты за стойкой выше онлайн-тарифа. Средняя стоимость 20 килограммов багажа при оплате онлайн составляет 1450 рублей, при этом в аэропорту придется заплатить на 60 процентов больше".

С одной стороны, принятый закон позволит сэкономить на билетах на самолет: предполагается, что те, кто не желает брать с собой в путешествие или деловую поездку багаж, получат возможность купить билет по более низкой цене. Это уже практикуется в России и пользуется большой популярностью. С другой стороны, гарантировать, что перевозчики будут действовать строго в рамках предписаний, установленных законом, никто не может, опасается адвокат бюро "Деловой фарватер" Сергей Литвиненко.

"Что касается ручной клади, там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, верхнюю одежду, - кто автор этого нормативного акта?" - спросила Матвиенко

По его наблюдениям, сейчас сложилась практика, когда компании (иногда успешно, а в большинстве случаев - не очень) пытаются оспорить предписания антимонопольных органов. Скорее всего, новое положение закона создаст почву для злоупотребления правом. Велика вероятность, что отстаивать свои права и защищать охраняемые законом интересы гражданам-пассажирам придется в суде, Роспотребнадзоре или Федеральной антимонопольной службе, считает собеседник "РГ".

Закон, по экспертным оценкам, больше отвечает интересам авиаперевозчиков, ведь именно им необходимо конкурировать с иностранными лоукостерами, предлагающими пониженные тарифы, им же нужна наполняемость воздушных судов. Велика вероятность, что невозвратными могут стать большинство популярных направлений туристов, включая Турцию, Грецию и Испанию, подчеркивает Сергей Литвиненко.

Как не дать этому случиться? Эксперт призывает ФАС вести непрерывный контроль за действиями перевозчиков в части формирования цены на билеты и провоз багажа, поскольку в противостоянии пассажир - авиаперевозчик слабой стороной будет первый.

А как у них?

Плата за багаж зависит от рейса и пункта назначения США

США

Правила провоза багажа в американских авиакомпаниях довольно разнообразны, причем многое зависит от пункта назначения, участия в различных программах и класса.

Так, Delta Airlines предлагает брать с собой в салон в качестве ручной клади только одну сумку, размеры которой не должны превышать 114 сантиметров по длине, ширине и высоте, и одну личную вещь. Их вес обычно не регулируется, ведь мало кто захочет тащить лишние килограммы в руках. Но в некоторых аэропортах в странах Азии все-таки следят за этим.

Чемодан же, сдаваемый в багаж, не должен весить более 23 кг для пассажиров экономкласса и 32 кг для путешествующих бизнес-классом (при размере не более 157 сантиметров). Последние всегда могут провозить бесплатно до двух чемоданов. А тем, кто путешествует экономклассом, нужно проверять информацию об особенностях каждого рейса, поскольку багажное место может предоставляться как бесплатно, так и за деньги (25 долларов за первое и до 100 долларов за второе).

Другая крупная компания American Airlines придерживается собственных правил, хотя и очень похожих. Так, размеры ручной клади ограничены 115 см (56x36x23), не подходящие под эти условия сумки должны сдаваться в багаж. Чемоданы по сумме трех измерений не должны быть больше 158 см и весить свыше 23 кг (32 кг для первого класса).

При этом стоимость одного багажного места может составлять от 0 до 25 долларов в зависимости от рейса, второго от 0 до 100 долларов, третьего и четвертого - от 65 до 200 долларов. Еще один перевозчик United Airlines - предлагает схожие условия: 113 см ограничены размеры ручной клади и 158 см - багажа. Вес чемоданов не должен превышать 23 кг (32 кг для бизнес-класса). А вот то количество, которое можно провести бесплатно, зависит от статуса пассажира и класса обслуживания.

Германия

На международных рейсах авиакомпании Lufthansa применяются следующие нормы бесплатного провоза багажа. Экономический тариф Light предусматривает провоз одного места ручной клади весом до восьми килограммов, тариф Classic - одно место ручной клади весом до восьми килограммов и одно место багажа весом до 23 килограммов, тариф Flex - одно место ручной клади весом до восьми килограммов и одно место багажа весом до 23 килограммов. В бизнес-классе можно провезти два места ручной клади до восьми килограммов и два места багажа весом до 32 килограммов каждое.

В представительстве Lufthansa в Москве нашему корреспонденту пояснили, что разные варианты провоза багажа предусмотрены для удобства клиентов, летающих самолетами авиакомпании. Некоторые предпочитают путешествовать лишь с ручной кладью. Статус часто летающего пассажира не является поводом для провоза большего количества багажа в тарифе Light, но в классическом тарифе можно провести дополнительно одно место. Эти нормы по багажу введены около года назад, изменений их в ближайшее время не предвидится.

Подготовили Юрий Когалов, Александр Саможнев