01.08.2017 15:47
    Поделиться

    Ставропольцы из старинного ремесла сделали успешный бизнес

    Еще пару лет назад экономист из Ставрополя Юлия Орлова трудилась на руководящей должности в крупной российской компании, носила туфли на каблуках и мечтала о создании собственного бизнеса. Однако жизнь распорядилась иначе. Из офисной леди с подачи своего свекра Вячеслава Орлова девушка превратилась в гончара, чьи изделия и мастер-классы пользуются большой популярностью среди любителей этого вида творчества.

    Легко ли решиться на такой смелый шаг и в чем секрет востребованности древнего ремесла, выяснила корреспондент "РГ". В мастерской, где работает Юлия, стоит тяжелый запах подгоревшего молока. В печи при температуре более 300 градусов доходят изделия, выполненные в специальной технике молочения. Именно с ее помощью можно придать посуде красивый коричневый цвет разных оттенков.

    - После "купания" в молоке и обжига глиняные чайники, чанашницы, кувшины и кецы (сковороды) становятся водонепроницаемыми и, при соблюдении определенных правил ухода, их без проблем может использовать на кухне современная хозяйка, - рассказывает мастерица. - Вообще я заметила, что сейчас интерес ко всему натуральному, обладающему не только декоративной, но и утилитарной функцией, сильно вырос. Казалось бы, проще купить стеклянную и металлическую вещь, но тот, кто попробовал, к примеру, кофе из жаропрочной глиняной турки, никогда ее ни на что не променяет.

    В последние годы предметы быта и интерьера, которые вызывают ностальгию, но при этом адаптированы к настоящему, действительно стали хитом продаж. География заказов у ставропольских гончаров тоже впечатляет: покупки совершают не только жители российских регионов - от Калининграда до Владивостока, но и зарубежья - Канады, Греции, Израиля.

    - Самые активные клиенты в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Люди сами находят наши контакты в интернете. Причем странички в социальных сетях, на которые натыкаются обычно случайно, дают весьма скромную долю - не больше 30 процентов клиентов, остальные приходят через целенаправленный поиск. То есть они изначально ищут в Сети информацию о гончарном искусстве, - отмечает Юлия.

    Ставшее сегодня семейным дело почти десять лет назад начал свекор девушки Вячеслав Орлов. В его биографии, к слову, была другая кардинальная смена профессии. После окончания вуза он долгое время летал на военно-транспортных самолетах, не расстался со штурвалом и после увольнения в запас - служил в гражданской авиации. А когда вышел на пенсию, занялся предпринимательством и неожиданно сел за гончарный круг.

    Со старинной технологией Орлов познакомился в 2008 году, когда гостил у сослуживца в Подмосковье. Тогда друг подарил ему первое оборудование. Вернувшись в Ставрополь, мастер перелопатил всю доступную литературу, взял уроки у признанных специалистов и методом проб и ошибок постепенно сумел достичь высочайшего профессионального уровня. Он уже успел поучаствовать в 30 российских и международных выставках и фестивалях народных ремесел, а три года назад был признан лауреатом Attestato di Partecipazione - Rilasciato A - гончарного чемпионата мира в итальянском городе Фаэнца.

    Инженерное образование пригодилось и в новом деле. Сегодня Вячеслав Орлов сам конструирует электрические обжиговые печи и автоматику к ним. В зависимости от требований температура в них достигает тысячи градусов. Создает он и гончарные круги с электро- и ножным приводами.

    Современные технологии, безусловно, упростили трудоемкий процесс производства экологичной посуды. Раньше глину приходилось искать в заброшенных карьерах и часами доводить до нужной кондиции, теперь весь инструментарий можно заказать через интернет. Однако руки мастера, говорят поклонники ремесла, ничто заменить не сможет.

    - Я сделала свое первое изделие в 2015 году. Мою должность в офисе тогда отдали филиалу в другом городе, который находится почти в двух тысячах километрах от Ставрополя, и я была вынуждена уволиться. Пока размышляла, чем мне заняться, попала к свекру на мастер-класс, который он проводил для своих друзей. Села за гончарный круг... и мне почему-то стало все равно, что холодно, грязно, что испортится маникюр. Захотелось разобраться, как из ничем непримечательного куска глины рождается красота, - продолжает Юлия.

    Через несколько месяцев упорных занятий с помощью опытного наставника на первое занятие пришли уже к ней самой. Постепенно неуверенность ушла, осталось только желание передать хотя бы часть своей любви к этому старинному ремеслу как можно большему количеству людей. Теперь гончарные уроки заказывают как подарок на годовщину свадьбы или юбилей, на различные праздники в детских учреждениях и крупных корпорациях.

    - Не зря в мире говорят о мощном развитии экономики впечатлений, ориентированной на ощущения потребителя. Сделав своими руками чашку или горшок из глины на постоянно вращающемся круге, тоже испытываешь прилив адреналина, но только если сравнивать с экстремальными развлечениями, полезный и безопасный для жизни, - подчеркивает девушка.

    Мастер-классы и с финансовой точки зрения - более прибыльное занятие. Поэтому концентрироваться только на продаже посуды, даже несмотря на стабильный спрос, было бы нецелесообразно, считает Юлия. Теперь они со свекром работают в семейных студиях параллельно.

    - У Вячеслава Андреевича изделия получаются максимально аутентичные, брутальные, как замечают клиенты. Особенно красивы они в довольно редкой технике чернолощения, когда посуда коптится без доступа кислорода и получает насыщенный черный цвет. У меня техники те же, но стиль немного другой. При этом на каждую вещь находится свой ценитель и покупатель, - акцентирует внимание мастерица.

    В перспективе Юлия планирует организовать специальные курсы для желающих овладеть древним ремеслом, а также задумывается над массовым выпуском сувенирной продукции. Ведь если дать туристу выбор, что взять с собой на память из путешествия в регион - пластмассовый китайский магнитик или красивое изделие из глины с местным колоритом, вряд ли он остановится на первом варианте.

    Кстати

    Сегодня в стране нет отдельного федерального закона, который бы определял, кто такие ремесленники и как государство должно им помогать. Между тем проекты подобных документов вносились на рассмотрение в Госдуму неоднократно. Общие положения, касающиеся необходимости поддерживать мастеров, на данный момент прописаны в ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

    Поделиться