Авторынок ждет хоть какой-то возможности приблизиться к докризисным показателям. Это даст ему "вдохнуть" перед необходимой трансформацией, которую повлечет "электромобильная революция".
По словам главы группы компаний "Мега-авто" Максима Рудзита, рынок развернулся в сторону роста и отвоевывает позиции 2015 года. Локомотивом доходности автодилеров становятся автомобили с пробегом и сервисное обслуживание. Если в прошлом году "Автостат" приводил соотношение в структуре дилерских продаж между новыми и подержанными автомобилями как четыре к одному, то теперь некоторые участники рынка ставят своей целью вообще превратить это соотношение в один к одному.
"Маржинальность автомобиля с пробегом в два-три раза выше нового, и продолжает расти, как и доля б/у автомобилей на рынке, - говорит административный директор "Аксель групп" Андрей Кузьмин. - Конечно, доверие клиента к кредитам, а также субсидирование государством некоторых автопокупок немного смягчают картину и обеспечивают спрос, но все равно все прогнозы "рассыпаются о баррель", куда цена на нефть, туда и авторынок".
По его словам, импортеры пока не очень верят в российский рост. Заводы "осторожничают", не рискуя расширяться и перевыполнять планы. По прогнозам, все предпочтут дойти до осени с небольшим дефицитом, и потом уже закладывать в планы хоть какой-то рост рынка.
В целом повышение продаж эксперты назвали "средней температурой по больнице". Гендиректор "Объединенной автомобильной корпорации" Олег Барабанов оптимизма по поводу роста не разделяет. По его словам, успешность участников авторынка нужно мерить не продажами, а деньгами, которые компания приносит своим акционерам. Сегодня доходность у автодилеров упала до трех процентов, учитывая, что на заре рынка в 90-е годы она доходила до 20 процентов. "В нынешней ситуации все больше дилеров терпят фиаско. Если к 2020 году страна должна была продавать 3-4 миллиона автомобилей в год, то сегодня мы продаем полтора миллиона, то есть план проваливается, - говорит он. - Это привело к тому, что банки фактически поставили табу на финансирование автобизнеса и почти открыто об этом заявляют. В стране появилось несколько кэптивных банков, которые обслуживают конкретный автомобильный бренд. Раз уж заработать на продажах авто не получается, они хотят заработать на финансовых продуктах, но для многих дилеров их условия непосильны".