Тем более что программой развития подземки предусмотрено, что к 2020 году метрополитен в пешеходной доступности получат 93% жителей столицы. Итак, к кому же метро придет в этом году? Об этом рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.
В канун Дня города, который празднуется в этом году 9 и 10 сентября, по словам Андрея Бочкарева, запустят пробный поезд по первому участку Третьего пересадочного контура, или так называемого второго кольца Московского метрополитена. Состоит этот участок из пяти станций.
- Станция "Петровский парк" практически готова, - рассказал глава департамента. - В высокой степени готовности и станция "Деловой центр". На остальных - "Хорошевской", "ЦСКА" и "Шелепиха" - завершаются отделочные работы. Шестую станцию на этом участке - "Нижняя Масловка" - сдадим в строй в 2018-м, она глубокого заложения, и потому ее сооружение требует больше времени.
Линия длиной около 65 км, на которой разместятся 28 станций, станет самой длинной кольцевой в мире - до сих пор такой считалась 57-км ветка в Пекине. Она позволит разгрузить многие перегруженные радиальные линии на 20-25%, отметил Андрей Бочкарев. Ее влияние на движение в целом он сравнил с Московским центральным кольцом. Пущенное почти год назад, оно перевозит сейчас по 379 тысяч пассажиров в день. За 10 месяцев им воспользовались уже 80 миллионов человек. Это разгрузило Кольцевую подземки на 20%, а время на дорогу от дома до работы у жителей 26 районов, по которым оно проходит, сократилось на 15 минут. Пассажиры ТПК к 2021 будут экономить в пути до 30 минут, когда 2-е кольцо заработает полностью.
Пока же москвичи ломают голову, как лучше назвать новую кольцевую - власти предложили им обсудить этот вопрос на "Активном гражданине". За месяц голосования свыше 47 тысяч горожан уже высказались на этот счет. Каких только названий не прозвучало! "Орбита", "Тройка", "Объездная" и даже "Матрешка", поскольку остальные кольца метро находятся внутри этого большого кольца, как маленькие матрешки в большой. Самое популярное предложение -оставить рабочее название Третий пересадочный контур, на втором месте "Большое кольцо", затем "Третье кольцо" и "Вторая кольцевая линия".
- Еще три станции до конца года введем на севере Люблинско-Дмитровской линии, - продолжал Андрей Бочкарев, - "Окружную", "Верхние Лихоборы" и "Селигерскую". Этой новой ветке начало положили три станции в прошлом году - "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская". Она приблизила подземку к ряду районов - Бутырскому, Тимирязевскому, Марьиной Роще, Бескудниковскому и другим. Испытывая дефицит автодорог, москвичи здесь прежде жили как в каменном мешке: любое ЧП на Дмитровском шоссе или улице Руставели закрывало выезд в центр города. В планах властей продлить эту салатовую ветку метро еще на три станции по Дмитровскому шоссе, возможно, с заходом в поселок Северный - за МКАД.
Придет метро в этом году на севере и в Ховрино. С пуском станции 80% жителей этого района получат подземку в пешеходной доступности. Расположенная на Замоскворецкой линии, она близка к завершению, сообщил Бочкарев. Ее появление разгрузит станцию "Речной вокзал", нынешнюю конечную этой линии. Станцию "Беломорская" - следующую за "Речным вокзалом", поезда пока будут проходить без остановки. Строительство ее на год останавливалось из-за недовольства жителей близостью стройки. Потом горожане одумались - неудобства можно потерпеть ради прихода метро к дому - и попросили работы возобновить. Но станция, которая могла быть введена в строй нынче, теперь откроется только в будущем, 2018-м.
Еще несколько лет назад метростроители вводили в год по нескольку станций, теперь же столица получает подземку целыми линиями. В частности, на Солнцевской ветке три первые станции были запущены еще в начале года: "Минская", "Ломоносовский проспект" и "Раменки". К концу же года, сказал Андрей Бочкарев, будут достроены на 15-км отрезке семь остальных: "Очаково", "Говорово", Солнцево", "Боровское шоссе", "Новопеределкино" и "Рассказовка". Районы в старой Москве ждали этого часа очень долго. Достаточно сказать, что станция "Солцево" впервые была обозначена в Генплане города еще в 1973 году. Позже, в 1985-м, появилась идея включить ее в хордовую линию "Солнцево - Мытищи". А строить начали лишь в 2013-м - новую Солнцевскую линию... Зато какими темпами!
В перспективе эта линия, по словам Андрея Бочкарева, - до аэропорта Внуково.
Программой развития Московского метрополитена, принятой в 2011 году, предполагалось к 2020 году построить 160 километров новых линий, или в полтора раза больше действующих на тот момент. Реально ли это?
Андрей Бочкарев: Мы уже строим даже больше - порядка 189 километров - метро нужно всем. В частности, отрезок от "Селигерской" до "Дмитровского шоссе" раньше не планировался. Помимо строящихся участков мы начинаем разрабатывать проекты планировки на будущее. Например, еще одной ветки от "Делового центра" к Рублево-Архангельскому в Новой Москве. Всего проектируется 47 километров.