Закон об ОСАГО могут изменить уже осенью
Планируемые изменения в закон об ОСАГО, разрабатываемые сейчас минфином, направлены на защиту прав автовладельцев. Как сообщают участники рынка, предполагается, что страховщики самостоятельно смогут только понижать коэффициенты, влияющие на стоимость полиса, количество самих вариантов полиса расширят до трех в зависимости от лимита выплат, а влиять на цену страховки будет манера вождения.
"Страховщики предлагают сейчас три тарифа ОСАГО - эконом, бизнес и премиум-класса для людей по расширенной страховке. Если раньше это было ДСАГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. - Прим. ред.), то теперь обязательно какой-то вы должны выбрать", - рассказал "Российской газете" о сути поправок Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России.
Правда, эта система несет в себе и риски для автовладельцев. "В некоторых регионах могут просто отсутствовать эконом-полисы, страховщики будут уже не дополнительные услуги навязывать, а допустим, склонять к покупке полиса премиум-класса", - отмечает Сергей Канаев.
Банк России уже сейчас готовит замечания к разработанному минфином проекту федерального закона. Об этом сообщили "РГ" в пресс-службе регулятора. "В целом Банк России поддерживает инициативы, направленные на либерализацию тарифообразования в сфере ОСАГО, при этом подход, изложенный в законопроекте, с нашей точки зрения, не является оптимальным в ситуации, сложившейся на данном рынке. Банк России проводит дополнительные обсуждения с заинтересованными сторонами, в том числе с РСА и актуарным сообществом, с целью выработки более сбалансированного подхода к либерализации тарифов по ОСАГО", - отметили в ЦБ.
Разговоры о либерализации системы ОСАГО идут уже давно. И инициатива минфина стала смелым шагом в сторону автомобилистов, которые боятся заоблачных цен на полисы, когда страховые тарифы пустят в свободное плавание.
Поправками предлагается ввести три варианта полисов ОСАГО с различными лимитами выплат: эконом - полмиллиона рублей по вреду жизни и здоровью и 400 тысяч рублей по имуществу, бизнес - выплаты по миллиону рублей по каждому из рисков и премиум - выплаты по два миллиона рублей по каждому риску. Среди других значимых изменений - возможность заключать договор страхования более чем на год и введение коэффициента нарушения ПДД.
Российский союз автостраховщиков (РСА) поддержал идею либерализации ОСАГО, предложенную в законопроекте, но не воздержался от замечаний. Так, поправки минфина предусматривают исключение такого показателя при расчете премии как коэффициент территории (КТ) и коэффициент мощности (КМ). "РСА предлагает КТ сохранить, так как он может быть исключен только при окончательном переходе на свободные тарифы, когда страховщик будет самостоятельно определять как базовую ставку, так и факторы риска, их влияние и значения для расчета персонального тарифа", - пояснил президент РСА Игорь Юргенс. Страховщики считают, что на первом этапе либерализации потребуется отмена нормативного установления ряда коэффициентов. При этом страховщики должны иметь возможность самостоятельно устанавливать дополнительные коэффициенты и определять их размеры.
К этому надо подходить очень аккуратно, считает Анатолий Аксаков. "Мы не можем позволить, чтобы тарифы по ОСАГО взлетели, даже сейчас многие люди испытывают напряжение при их оплате, поэтому любое повышение очень чувствительно, - отметил он. - В Госдуме будем очень взвешенно к этому вопросу подходить. Думаю, что поправки поступят в Госдуму осенью и могут быть приняты в первом чтении". При этом парламентарий допускает, что ко второму чтению документ ждет серьезная корректировка.