13.08.2017 20:06
Рубрика: Страхование

Снимите ТО немедленно

Качество техосмотра хотят взять под контроль: вся процедура будет записываться на видео
Масштабная реформа техосмотра, контуры которой наметило минэкономразвития, может стать одной из самых обсуждаемых тем этого лета. Наряду с поддержкой, инициативы по изменению правил игры на рынке техосмотра получили и отрицательные заключения представителей профессионального сообщества.
Автовладельцев хотят перевести на электронные диагностические карты. Фото: Виталий Белоусов/ ТАСС Автовладельцев хотят перевести на электронные диагностические карты. Фото: Виталий Белоусов/ ТАСС
Автовладельцев хотят перевести на электронные диагностические карты. Фото: Виталий Белоусов/ ТАСС

Восемьдесят процентов российских владельцев автомобилей избегают проведения технического осмотра своих машин и просто покупают диагностические карты. Это экспертная оценка, но, по мнению специалистов, она недалека от истины.

На прошлой неделе минэкономразвития опубликовало для общественного обсуждения проект поправок в закон о техническом осмотре транспортных средств. Они должны коренным образом изменить ситуацию в этой сфере и свести к минимуму возможность покупать техосмотры без проведения реального обследования технического состояния машин.

Законопроект был разработан по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, который публично обещал, что техосмотр в России больше не будет "филькиной грамотой". Поправки предполагают, что процедура проверки автомобилей на соответствие требованиям безопасности должна в обязательном порядке сниматься на видео, после чего материал будет передаваться в единую автоматизированную информационную систему техосмотра.

Диагностические карты, которые получают автовладельцы по итогам прохождения ТО, предлагается сделать электронными. Их будут заверять усиленной электронной подписью и отправлять в единую автоматизированную информационную систему на хранение.

Карты, выданные без проведения реального техосмотра, будут аннулироваться, а сами операторы - привлекаться к административной ответственности.

Автомобилистов, управляющих машиной без техосмотра либо находящихся за рулем авто, не прошедшего техосмотр из-за несоответствия требованиям безопасности, предлагается наказывать штрафом в 800 рублей.

Контролировать операторов техосмотра будет Российский союз автостраховщиков (РСА). Он же, по мнению разработчиков поправок, должен отвечать за единую автоматизированную базу данных техосмотра, которую сейчас ведет МВД, а также за реестр операторов.

80 процентов автовладельцев в России, по экспертным оценкам, ездят с купленным техосмотром

По одному из основных пунктов поправок - введению обязательной фото- и видеофиксации техосмотра - уже высказалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Там отмечают, что подобная практика должна решить проблему с выдачей диагностических карт без фактического прохождения технического осмотра. В антимонопольной службе уверены, что необходимость фиксировать техосмотр на видео не повлияет на конечную стоимость техосмотра для автолюбителей.

"Мы допускаем, что кто-то может использовать нечестные методы и мошенничать с такими правилами, - отметил в свою очередь президент Союза Игорь Юргенс. - Но предполагается, что транспортный надзор получает право внезапных проверок, а мы - регулярных. Соответственно, шансов на махинации будет меньше".

В ходе публичного обсуждения поправок на портале правовых актов regulation.gov.ru к ним поступили и отрицательные отзывы. В основном представители профессионального сообщества высказывались против передачи единой базы данных о техосмотре страховщикам. "Голосуем за поправки, но считаем, что базу следует оставить в МВД, так как в МВД имеются специалисты по обслуживанию и устранению неполадок в кратчайшие сроки, и расходы по обслуживанию и эксплуатации базы заложены в бюджет РФ", - написал пользователь Владимир Куликов.

По мнению другого участника обсуждения поправок Вячеслава Шапошникова, самая большая проблема в системе техосмотра (продажа диагностических карт агентами страховых компаний) возникла из-за того, что техосмотр нужен только в момент оформления страхового полиса. "Если дать возможность МВД проверять, как раньше, наличие у автовладельца действующего техосмотра, то и проблема как таковая исчезнет сама собой", - полагает Шапошников.