Осенью этого года в 13 регионах пройдет апробация новой модели оценки знаний и умений учителей русского языка и математики. Как рассказали "РГ" в Рособрнадзоре, в апробации примут участие 300 школ и не менее 4000 педагогов.
Почему именно эти предметы? В школе они самые важные, и ЕГЭ по ним - обязательный. По статистике, двоечников на ЕГЭ становится все меньше, но ситуация с устной речью, элементарной математической грамотностью удручающая. Многие учителя научились натаскивать детей на тесты, но не в состоянии хорошо давать знания по своему предмету. Апробация должна показать, знают ли русский и математику сами педагоги.
Увольнять учителей с работы и раздавать выговоры за плохое преподавание никто не станет. Рособрнадзор планирует подготовить рекомендации для институтов повышения квалификации учителей и по-новому проводить аттестацию. Правда, кто, когда и как проверял знания самих работников институтов повышения квалификации, не известно.
Недавно Рособрнадзор проводил исследование среди учителей истории. Так вот, 60 процентов педагогов сказали, что недовольны тем, как проходит в их региональных институтах повышение квалификации. Не секрет, что в эти институты иногда уходят учителя, которые стали профнепригодными в школе. А идеи с ваучерами, когда учитель, получив оплаченный сертификат, решает, куда пойти учиться, - в МГУ или на местные курсы, не прижилась.
За то, что ты учился на курсах повышения квалификации, зарплату не добавят. Но для того, чтобы получить категорию, - вторую, первую или высшую, курсы важны. За высшую категорию, к примеру, учителю могут доплатить от 15 до 70 процентов оклада.
Что думают обо всем этом учителя школ, ректоры вузов и другие эксперты?
- Если мы говорим о том, что русский и математика - обязательные предметы, указывающие на общий уровень образования выпускника, то и уровень подготовки педагога должен соответствовать запросам государства к выпускнику, - высказывает мнение директор лицея № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга Константин Тхостов.
- Каждый педагог раз в три года должен проходить повышение квалификации. Никого в результате проверки не уволят. Просто учителю будет дана целенаправленная рекомендация, - рассказала "РГ" ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования Светлана Куликова.
Она подчеркнула, что Рособрнадзор сейчас работает над тестовыми материалами - "ЕГЭ для учителей", как его называют в профессиональном сообществе. Будет определено несколько школ, которые войдут в программу.
Адыгея, как и Волгоградская область, вошла в число тех, где будет идти апробация новой модели оценки педагогов. Анзаур Керашев, министр образования и науки Адыгеи, пояснил, что более 200 учителей русского языка и литературы готовы прийти на это исследование.
В Ярославской области педагоги тоже готовы к тестированию и считают его необходимым. Почему? Ирина Лобода, директор департамента образования Ярославской области, отвечает так:
- На региональном уровне мы уже проводили мониторинговые исследования, и сейчас нам важно увидеть себя на уровне страны.
А вот Татарстан сам попросился на апробацию. Одна из причин: избавиться от плохих учителей, которые в школе оказались случайно.
- Таких людей мы называем "урокодателями". Как быть с такими учителями? Формально они имеют право работать, диплом-то есть. Нужна система оценок, которая позволяла бы естественным путем, не обижая никого, отбирать настоящих профессионалов, - объясняет начальник отдела развития дополнительного образования Минобрнауки РТ Роза Шаяхметова.
Учитель русского языка и литературы лицея № 5, заслуженный педагог Волгоградской области Ирина Зинова говорит, что мнение педагогического сообщества о предстоящей аттестации разделилось.
- За 35 лет, что я работаю в школе, видела уже немало новшеств. Конечно, такого, чтобы экзамен устраивали для всех русистов, еще не было. Но проверки иного рода встречались. Например, мы сами пишем ЕГЭ. Учитель ведь должен обладать теми знаниями, которые проверяет, - говорит Ирина Зинова.
- Проверка знаний учителей - двойной стресс. В мае-июне я проходила курсы повышения квалификации в региональном институте развития образования. Был тест входной, потом итоговый… Но говорили на курсах очевидные, банальные вещи. При этом, надо отдать должное, технологически работа прекрасно налажена, - высказывает мнение учитель русского языка и литературы из калининградской гимназии № 40 Наталья Казакова.
Педагог считает, что учебники должны меняться. Ей не всегда нравится, как дается теоретический материал. "На странице стоит пометка: "Возьмите на заметку". А там - серьезное правило", - поясняет Наталья Казакова. - Для детей любое нововведение - всегда сложно. И устную часть ЕГЭ им будет сдавать непросто. У них свой сленг, устная речь не очень развита. Когда я даю словарь литературоведческих терминов, они меня спрашивают: "С кем это вы разговариваете?"
Заслуженный учитель России Светлана Мамонова из Ярославля призналась, что предстоящая проверка педагогов вызывает у нее двойственное чувство.
- С одной стороны, это для учителя нужно. Потому что, к сожалению, молодые педагоги часто приходят в школу не очень подготовленными к работе. С другой стороны, непонятно, что это за тест и что он будет в себя включать. Если его составят на основе школьной программы, - это одно. Если же там будут задания из вузовского курса, то учитель может оказаться в неловком положении. Есть вещи, например, из теории русского языка, которые вы учили в вузе, сдали экзамен и больше никогда к ним не вернулись, - говорит Светлана Мамонова.
Евгения Матаржук, начальник отдела аттестации и повышения квалификации министерства образования и науки Хабаровского края, видит большой плюс в том, что в целом пересматриваются подходы к самой профессии учителя и его карьерному росту.
- Сейчас педагог, даже самый хороший, все равно остается в должности учителя до выхода на пенсию. А новая модель карьерного роста предполагает некое ранжирование: учитель - старший учитель - ведущий учитель. И вот эта уровневая оценка позволит объективно обеспечить возможность профессионального роста педагога, - считает она.
Но есть и другие мнения. К примеру, директор школы № 85 Хабаровска заслуженный учитель РФ Василий Волосников серьезных перемен ни в методике преподавания, ни в сознании учителя после апробации не ждет.
- И градация у нас сейчас есть: учитель, соответствующий занимаемой должности, учитель первой категории и учитель высшей категории. Предлагается то же самое, но с другим названием. Это все мы проходили, и раньше были - учитель и учитель-методист. Какие требования будут к педагогам в соответствии с новой моделью, мы пока не знаем. Будет ли стимул повышать свою квалификацию, тоже неизвестно. А сейчас стимул есть: заработная плата учителя первой категории на 15 процентов больше, чем у просто учителя, а высшая категория дает прибавку в 75 процентов. И получить категорию крайне непросто - по сути, это та же самая уровневая оценка преподавателя, - высказал свое мнение директор.
Когда Ирина Гиматутдинова, учитель русского языка 141-й школы Казани, начала работать, в трудовых книжках значилось и "старший учитель", и "учитель-методист", которые планируют ввести, не новы.
- Такое повышение учителя по горизонтальной карьере сопровождалось увеличением зарплаты. Потом все это отменили, ввели аттестацию и квалификационные категории. По своей сути нынешнее нововведение, видимо, не отличается от той прежней системы, - считает учитель.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"