"Тоска" Пуччини, "Травиата" Верди, "Болеро" Равеля, "Времена года" Гайдна - эти беспроигрышные названия цементируют афишу любого театра подобно колоннам классического ордера. Не помешала сила этих гламурных "колонн" и руинам монастыря XV века, в мощных стенах которого уже больше десяти лет проходит главный фестиваль не только Таллина, но и всей Эстонии.
Так решила новая команда организаторов, претерпевшая с уходом Эри Класа кадровые изменения. Легендарного эстонского дирижера, привыкшего с легкостью вопреки политическим обстановкам связывать восточный и западный миры, заменил молодой, талантливый, 37-летний харизматичный маэстро Ристо Йоост, посвятивший фестиваль своему предшественнику. Он успел зарекомендовать себя "на отлично с плюсом" и в родной Эстонии, где как приглашенный дирижер все чаще выступает в Национальной опере, и в соседней России с серией концертов, и в работе с ведущими европейскими оркестрами.
Помимо обаятельной и мгновенно располагающей к себе улыбки Ристо обладает куда более важным для современного дирижера качеством - широтой интересов, охватывающих эпохи с XVII века, с особой любовью - венский классицизм до новых сочинений современных композиторов. В начале сентября он дирижирует гала-концерт "Опералии" Пласидо Доминго, который пройдет в венгерском Дьере.
Ристо открыл Фестиваль Биргитты "Временами года" Гайдна - ораторией, написанной автором музыки немецкого гимна в последний период творчества и встреченной современниками с большим энтузиазмом. Оратория была поставлена международной командой во главе с израильтянином Раном Артуром Брауном, известным постановщиком сценического движения, в том числе на фестивалях в Брегенце и Зальцбурге, а также недавнего "Отелло" в Ковент-Гардене с самим Йонасом Кауфманом в титульной роли, где Ран ставил бои.
"Времена года" завершили ораториальный диптих Гайдна, начатый в Биргитте два года назад "Сотворением мира". Если мир творился в куда более красочных тонах, с певцами, летавшими над залом на тросах, то "Времена года" отличились большей скупостью декорационной атрибутики, хотя изобретательности было не занимать. Рациональную риторическую цветистость и звукоизобразительность Гайдна сильно охлаждали почти физкультурные стойки - качели и батуты, словно поддерживающие тренд современности, взывающий к массовым занятиям спортом.
Для осуществления смелых постановочных фантазий были вызваны артисты балета и акробаты из Большого театра Познани. Главное испытание, которое им пришлось выдержать, - вечерней прохладой, а во второй части оратории, точнее в "Зиме" парадоксальным решение было использовать водное зеркало сценического бассейна как аллегорию скольжения по льду. Молодые обнаженные тела не только не дрожали от холода, в то время как зрители вовсю кутались в пледы, но, кажется, только разогревались бодрящей энергией гайдновской музыки.
Ее исполняли солисты - сопрано Альфия Камалова (Ганна), тенор Юхан Тралла (Лука) и баритон Марчин Брониковски (Симон) вместе с прославленным Латвийским государственным хором "Латвия", а также Таллинский камерный оркестр под управлением Ристо Йооста. Он же дирижировал и "Тоску", привезенную в Таллин труппой "Английской гастролирующей оперы" в постановке Бланш Макинтайр.
За пультом "Травиаты" - совместного проекта "ПромоФеста" и Каунасского музыкального театра в постановке Ану Ламп стоял эстонец Эрки Пехк, обеспечившей опере почти курентзисовские темпы. В экстравагантной, жестковатой и оттого оглушительно пронзительной как лезвие бритвы постановке, оформленной Мадисом Нурмсом, Виолетта была представлена жертвой зомбированного общества. Дуэт молодой петербурженки Анны Денисовой и блистательного южнокорейского лирического тенора Алекса Кима стал откровением фестиваля. А беспрецедентным ноу-хау "Биргитты-2017" стало "представление для всей семьи" - балет-фантазия Юриса Карлсонса "Карлсон летает".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"