Клас родился в Таллинне в музыкальной семье. Его дедушка учился вокалу и хоровому дирижированию в Вене, а потом стал кантором Таллиннской синагоги. Бабушка по другой линии была певицей, мама окончила Берлинскую высшую школу музыки, папа-виолончелист учился на одном курсе с Густавом Эрнесаксом.
Едва родившись, Эри попал в мясорубку истории. После аннексии независимой Прибалтики его дяди и тети были высланы в Сибирь, а с началом Великой Отечественной войны мама вместе с двухлетним Эри эвакуировалась на Урал. Папа же вместе со своими родителями остался в Таллинне, где они все и погибли - как известно, Эстония во времена Третьего Рейха стала первой и единственной страной Juden frei…
Эри писал: "Это не очень обычно, что один еврейский парень (из Эстонии) смог стать народным артистом СССР, дирижёром Большого театра". Разумеется, этому предшествовали годы учебы - сначала в Таллиннской консерватории у Густава Эрнесакса, потом в Ленинградской у Николая Рабиновича, потом - стажировка в Большом театре у Бориса Хайкина. А потом были более 100 оркестров в 40 странах мира - от США и Исландии до Японии и Австралии.
Послужной список маэстро Класа такой же яркий и избыточный, каким он был сам: главный дирижёр Шведской королевской оперы, Симфонического оркестра Орхуса (Дания), Симфонического оркестра Нидерландского радио, Филармонического оркестра Тампере, "Израильской симфониетты", почетный профессор разных консерваторий, член всевозможных обществ, посол доброй воли ЮНИСЕФ, орденоносец и лауреат престижных премий, в числе которых и наша "Золотая маска".
Казалось бы, ему должно было быть тесно в родной Эстонии. Но он неизменно возвращался на родину: дирижировал на всех Эстонских праздниках песни, в 2002 году возглавил Таллиннскую филармонию, основал один из самых красивых летних оперных фестивалей в Европе - таллиннскую "Биргитту". Последний раз я видела Эри полгода назад как раз там. Он уже не дирижировал, но неизменно сидел в первом ряду в своем ослепительно-белом костюме.
А когда-то он был почти бунтарем, первым исполнителем полузапрещенной в СССР музыки Альфреда Шнитке и Арво Пярта, который посвятил ему одно из самых известных своих сочинений - Tabula Rasa. Он выступал в самых разных жанрах и качествах, исполняя не только оперы и симфонии, но и популярные песни - в том числе и как певец, соло и в ансамбле.
Эстонская музыкальная культура славна дирижерами - и симфоническими, и хоровыми. Но Эри Клас даже на этом фоне выделялся своей яркостью, блеском и жизнелюбием.
Дмитрий Бертман, народный артист России, художественный руководитель "Геликон-оперы"
- Для меня это личная трагедия, потому что ушел мой большой друг - не просто коллега, выдающийся дирижер, а человек, с которым меня связывали двадцать лет дружбы. Он делал спектакли с Покровским, с моим педагогом Ансимовым, дружил с Ростроповичем - моими учителями и кумирами. Это человек, который вошел в большую историю оперы: он в своей жизни руководил не только Эстонской Национальной оперой, но был главным дирижером Шведской Королевской оперы, Финской Национальной оперы, московской Новой оперы, дирижировал в Большом театре. Оперный мир знает его очень хорошо. А начинал он в Московской оперетте, где сделал первую в России постановку "Вестсайдской истории". В самой Эстонии Эри Клас был национальной легендой, человеком, которого знал каждый. Даже машина у него была с номерами, где вместо цифр было написано ЭРИ. Был момент, когда его хотели сделать даже президентом Эстонии. Он создал Фестиваль Биргитты в Таллинне, и ни один его фестиваль не обходился без участия в нем российских артистов: это был принцип. Эри Клас обожал русскую культуру, имел огромное количество друзей в России, был, по сути, настоящим послом Эстонии в России и России в Эстонии. И в самые тяжелые моменты он мог объединять всех. Поэтому потеря его - не только музыкальная, не только человеческая, но еще и дипломатическая: его мнение было важно для всех. Вообще, Эри был человеком, который никогда ни о ком не отзывался плохо, воспринимал все со знаком плюс, возвышал людей, делал их лучше. Но главное, по-настоящему любил жизнь и жил так интенсивно и наполнено, что прожил за свои 76 лет три жизни. Он умел радоваться, любил общаться с людьми, любил артистов, любил театр, любил вкусно поесть. Он дружил с "Геликоном": дирижировал нашими спектаклями и в Москве, и в Эстонии, когда мы там гастролировали, знал всю нашу труппу. А мы посвятили ему вечер "Классная опера". Так случилось, что его последняя поездка - уже после тяжелейшей операции - была в Москву, на открытие "Геликона". Он просто не мог не приехать к нам. И в день его смерти совпало, что в "Геликоне" открылась выставка эстонского театрального плаката, которая готовилась вместе с Эстонским посольством. Приехала звезда Эстонской Национальной оперы Хели Векус, пела. Получился такой эстонский вечер. Сам Эри Клас всегда говорил, какой он счастливый, какая у него прекрасная жизнь, какая великолепная квартира, как он обожает Таллинн, как любит всех людей вокруг него. Он постоянно благодарил бога за красоту, за все лучшее, что происходило в его жизни. Может, поэтому он и прожил такую потрясающую жизнь...
Борислав Струлев, виолончелист, продюсер:
- Конечно, в эти дни я сыграю в память Эри Класа, с которым я только что виделся в Таллинне. Мы тогда много разговаривали о музыке, он был на моем сольном концерте, сидел в первом ряду и поддерживал меня. Мы дружили. Я с ним играл несколько раз. Он был великий - это и его мастерство дирижера, и его видение музыки, и его абсолютное музыкальное ковбойство, бесстрашие. Эри был новатором, играл современную музыку. Все говорят: ну, что вы, это сочинение никто не пропустит, - а он идет и записывает его! И так было всегда. Сейчас вот ко мне в Таллинне пришел за сцену виолончелист, который когда-то записывал с ним виолончельный концерт Pro et contra Арво Пярта.
Эри был настоящий маг, мастер своего дела. И это был человек, который безумно любил свою маленькую Эстонию. Помню, как, выступая на фестивале опен-эйр под Чикаго, он и там говорил о своем любимом крае. Эри Клас прославил свою страну. И мы все должны помнить, уважать, ценить все, что он сделал для музыки и музыкального классического мира. Он - титан.
Справка "РГ"
Прощание с Эри Класом пройдет 2 марта в 12 часов в Национальной опере "Эстония". Церемония похорон будет закрытой.