17.08.2017 19:48

Наша сборка пойдет по миру

Российские иномарки будет выгоднее поставлять на экспорт
Автоконцернам будет выгоднее размещать в России сборочные производства, ориентированные на поставки иномарок в другие страны.

С этой целью минэкономразвития подготовило поправки в формулу локализации производства. Если не будет концептуальных замечаний со стороны минпромторга и минфина, изменения могут вступить в силу в октябре-ноябре 2017 года, сообщила "Российской газете" помощник министра экономического развития, пресс-секретарь Елена Лашкина.

Поправки поддержат экспорт автотранспорта, узлов и агрегатов для них, обеспечат развитие современных производств, считают в минэкономразвития.

Половина поставленных в первом полугодии за пределы Евразийского экономического союза автомобилей российской сборки пришлась на кроссовер Skoda Yeti, еще по 1,3 тысячи машин экспортировали из России Hyundai и Renault, одну тысячу автомобилей поставил Volkswagen, следует из данных агентства "Автостат". Также из России поставлялись собранные у нас Nissan, Land Rover и Range Rover.

Глобальные производители уже занимают ведущее положение на российском рынке и в экспорте легковых автомобилей в страны дальнего зарубежья, но для отрасли нужно, чтобы они работали на экспорт гораздо активнее. Докризисная емкость внутреннего рынка в ближайшие годы достигнута не будет, место для сохранения и развития бизнеса дают только поставки автомобилей за рубеж.

Для получения и сохранения всех льгот, которые дает режим "промышленной сборки", иностранным автоконцернам нужно соблюдать требования по уровню локализации производства. По действующей формуле, чем меньше отношение стоимости ввезенных в Россию автокомпонентов и их частей к стоимости изготовленной из них продукции, тем выше локализация, объясняет заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве России Татьяна Радченко.

24 тысячи легковых авто продала Россия за пределы ЕАЭС за 6 месяцев этого года. Это на 61 процент больше первого полугодия 2016 года

Но поскольку стоимость реализации за рубеж одной и той же продукции ниже стоимости ее реализации в России, при работе на экспорт показатель "среднегодовой локализации" снижается. Министерство экономического развития предлагает исключить из расчетов стоимость ввезенных автокомпонентов и их частей, предназначенных для производства на экспорт, а также саму поставленную за рубеж продукцию, пояснила "Российской газете" Елена Лашкина.

Однако предлагаемое изменение может оказать противоречивое воздействие на стимулы автопроизводителей к экспорту, полагает Татьяна Радченко. Рост доли экспорта в общем объеме производства может привести к сокращению расчетного уровня локализации либо заставить использовать больше иностранных компонентов в той продукции, которая в дальнейшем пойдет на экспорт. Еще один потенциальный эффект на поведение производителей - вести поставки за рубеж по более низким ценам, чем на российский рынок.

Базовый вариант проекта стратегии развития экспорта автомобильной промышленности, который подготовил минпромторг, предусматривает, что к 2025 году Россия будет поставлять продукцию этой отрасли на 4,9 миллиарда долларов. Доля поставляемой на экспорт продукции должна вырасти с 7 до 20 процентов от всего объема производства.

По данным минпромторга, в прошлом году объем поставок составил 2,4 миллиарда долларов, а с учетом шин - 3,4 миллиарда. Всего в 2016 году экспортировано 82 тысячи автомобилей, в том числе 67 тысяч легковых, 6 тысяч легких коммерческих, 8 тысяч грузовых и около 2 тысяч автобусов.