Сарапульский электрогенераторный завод
"Энергия развития"
реклама
АО «Сарапульский электрогенераторный завод»
Рубрика:Экономика
23.08.201717:17

Гендиректор СЭГЗ: Конверсия - это шанс для расширения рынков сбыта

Снижение объемов гособоронзаказа в ближайшие несколько лет для большинства оборонных предприятий Удмуртии не стало неожиданностью. Об этом не раз говорили на самом высоком государственном уровне, да и опыт подобной конверсионной работы в республике, где сосредоточено большое количество "военных" заводов, есть. В прошлом веке большинство предприятий ОПК обязаны были выпускать помимо спецпродукции еще и товары народного потребления, а экономический кризис девяностых годов вынудил заводы не только осваивать новые виды продукции, но и учиться конкурировать с ними на открытом рынке.

О том, как к работе в "мирное время" подготовилось АО "Сарапульский электрогенераторный завод" (СЭГЗ), являющееся одним из основных производителей агрегатов для авиационной и ракетной техники, в интервью "РГ" рассказал генеральный директор предприятия Сергей Мусинов.

Сергей Васильевич, когда завод впервые почувствовал на себе снижение объемов гособоронзаказа?

Сергей Мусинов: Сарапульский электрогенераторный завод одним из первых удмуртских предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) испытал на себе воздействие конверсии. В июле 1991 года Советский союз и США подписали первый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1. После этого резко сократился объем заказов со стороны Воткинского завода, где производили и производят баллистические ракеты. Практически сразу работы лишились цех точной механики и сборочной цех. С этого момента началось резкое снижение гособоронзаказа, объемы которого в 1998 году по отношению к 1990-му сократились в 30 раз. Это был один из самых трудных периодов в истории завода.

Как предприятию удалось выйти из этого кризиса?

Сергей Мусинов: Гособоронзаказ снижался не только на СЭГЗ, другие предприятия ОПК были не в лучшем положении, поэтому в то время было принято решение о создании ассоциации оборонно-промышленных предприятий Удмуртии "Развитие". Ее участники были одновременно потребителями и поставщиками продукции друг для друга, выстраивали схемы кооперации, поддерживали коллег, как могли.

Помогали выживать и неординарные решения. Одним из ключевых для нас стал перевод отдельных производств в категорию малых предприятий, всего их было создано 12. Сторонние заказы не только в дочерних структурах, но и в некоторых заводских цехах иногда составляли больше половины объема их производства. Время показало, что мы были правы. Во время кризиса электрогенераторному заводу удалось сохранить кадровый и производственный потенциал, мы не утратили ни одной технологии, не потеряли ни одного производственного помещения. В итоге в начале двадцать первого века, когда произошла смена политического руководства страны и в России начали уделять большое внимание развитию отечественного ОПК, мы не встретили никаких трудностей по возобновлению нормальной работы СЭГЗ.

Какие гражданские производства пришлось освоить заводу во время первой волны конверсии?

Сергей Мусинов: Производство гражданской продукции на СЭГЗ началось еще в первой половине пятидесятых годов прошлого века. Тогда на предприятии освоили выпуск тяговых электродвигателей постоянного тока для конвейеров. В 1957 году нам передали на освоение копию английской портовой тележки 1928 года. В короткое время на заводе освоили серийный выпуск электрокаров для промышленности и транспорта. Это направление сохранилось до сегодняшнего дня. По итогам прошлого года доля сарапульских электротележек на российском рынке составила более 70 процентов.

Кроме того, в разные годы завод выпускал электроинструмент под маркой "Универсал". Он представлял собой электропривод мощностью 600 ватт и съемные насадки - рубанок, фрезерный инструмент и так далее. В 1990-х годах популярность "Универсала" была настолько высока, что люди ждали его в магазинах, постоянно спрашивали.

Также мы делали автономные источники питания и автономные сварочные аппараты, машины фасовки и счета денег, тепловые счетчики. Часть этих направлений пришлось свернуть, потому что на рынке просто пропал спрос на такие изделия.

В начале 1990-х Ижевский автомобильный завод предложил нам делать вентиляторы отопителя для автомобиля ИЖ-2161 "Орбита". Объем заказов со стороны ижевских автопроизводителей был небольшим, и мы решили предложить производство вентиляторов и "АвтоВАЗу". Там наши изделия оказались востребованными. Так началось многолетнее успешное сотрудничество с автомобильной промышленностью. В 2017 году Сарапульский электрогенараторный завод стал единственным поставщиком двигателя для электроусилителя руля автомобилей марки Datsun японской компании Nissan, потеснив на конвейере знаменитого южнокорейского производителя Mando. Еще одним важным "гражданским" направлением для СЭГЗ является производство лифтовых лебедок различных типов. На сегодня доля лебедок Сарапульского электрогенераторного завода среди российских производителей лифтов составляет более 21 процента.

Какие, на ваш взгляд, главные трудности ждут отечественную "оборонку" во время предстоящей конверсии?

Сергей Мусинов: Освоить и начать производить новое изделие - это полдела. Нужно его продать. При выходе на новые рынки сбыта предприятиям ОПК стоит быть готовыми к жесткой конкуренции со стороны отечественных и западных компаний, выдерживать стабильно высокое качество продукции, сотрудничать с государственными организациями, в чьи компетенции входит поддержка промышленных проектов. Большую поддержку нашему заводу оказывают и региональные власти. Так временно исполняющий обязанности главы Удмуртии Александр Бречалов принял личное участие в переговорах нашего предприятия с одним из лидеров российского рынка лифтов - ПАО "Карачаровский механический завод" - о заключении соглашения на поставку 2,5 тысячи лифтовых лебедок. Соответствующее соглашение было подписано в августе текущего года и стало крупнейшим проектом сарапульского завода в этом направлении.

Приведет ли предстоящее снижение гособоронзаказа к сокращению рабочих мест и закрытию каких-то производств на вашем предприятии?

Сергей Мусинов: Успешный опыт работы в период экономического и политического кризиса позволяет нам смотреть в будущее с оптимизмом. Начиная с 2001 года, когда завод полностью расплатился с долгами девяностых годов, акционеры АО "СЭГЗ" и руководство предприятия старались вкладывать большую часть прибыли в развитие. Было произведено техническое перевооружение производственного комплекса, построен уникальный для республики литейный цех. Стоимость его возведения и оснащения оценивается в миллиард рублей. Полностью модернизацию планируем завершить в 2018 году, после этого будем заниматься обновлением оборудования в текущем режиме.

Семь лет назад на Сарапульском электрогенераторном заводе была принята первая пятилетняя программа развития акционерного общества, сейчас идет уже вторая "пятилетка". Программа предусматривает ежегодное повышение зарплаты, вложение в модернизацию и развитие завода не менее миллиарда рублей в год, льготную ипотеку для работников.

Кроме того, мы стараемся развивать не только гражданские производства, но и осваивать изделия так называемого двойного назначения. Например, сейчас СЭГЗ, совместно с подмосковным "НИИ Микроприборов", участвует в разработке новых светодиодных фар для отечественной военной и гражданской авиации. Это огромный потенциал для роста, так как переход на использование диодов вместо лампы накаливания в осветительных приборах, установленных на российских воздушных судах, находится на начальном этапе. То же самое касается и разработки принципиально новых систем электроснабжения для летательных аппаратов, которой Сарапульский электрогенераторный завод занимается совместно с Новосибирским государственным техническим университетом и АО "ОКБ "Кристалл".

Конверсия и диверсификация не означают резкого сокращения объемов производства, наоборот, речь может идти о расширении рынков сбыта, увеличении номенклатуры производимых изделий. Не стоит забывать и о том, что "военные" заводы обладают одним неоспоримым преимуществом - уникальной системой контроля качества, без которой невозможно существование оборонного предприятия.


Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Сарапульский электрогенераторный завод"

Поделиться