Журналистов призвали работать круглые сутки

Как удержаться на рынке телекоммуникаций в условиях растущей конкуренции, на чем заработать, как выстраивать отношения с властью и бизнесом? Эти вопросы обсудили участники первого Сибирского медиафорума.

По словам замминистра связи и коммуникаций России Алексея Волина, СМИ - обычный вид бизнеса.

- В условиях высокой конкуренции на этом рынке на первое место выходит качество публикаций, - отметил Волин. - Чем интереснее подача, содержание новостей и заметок, тем прочнее позиции издания, канала, сайта.

Эксперты полагают, что в последнее время на информационном поле Омской области наметился некоторый перекос: главным героем местных новостей стал вечно жалующийся персонаж, которого в центре социального проектирования "Платформа" окрестили "обиженный омич".

"СМИ сводят счеты друг с другом либо лоббируют чьи-то интересы, представляя позицию лишь одной, далеко не всегда конструктивной стороны. Омск уже не воспринимается как один из знаковых городов Сибири. Выглядит депрессивной территорией, которую покидает молодежь. Понятно, что инвесторы и туристы просто не захотят ехать туда, где все плохо" - констатируют эксперты.

Теперь одеяло тянут на себя блогеры, которые не несут никаких затрат и не отвечают за достоверность информации

Между тем обостряется борьба за источники информации, и теперь одеяло тянут на себя блогеры, которые не несут при этом никаких затрат и не отвечают за достоверность информации. Противостоять им можно только качественными новостями, фактами, комментариями из первых уст и проверенных источников.

Не меняя подходов, медийщикам становится все сложнее зарабатывать. По словам Алексея Волина, без участия власти здесь не обойтись. Поэтому министерство связи и коммуникаций России выступает за активную легализацию рекламного рынка.

- Но, с другой стороны, мы противники дотационной модели, - подчеркнул замминистра. - Помогать надо сильным редакциям, которые делают все, чтобы развиваться. Поддерживать слабых, тратить бюджетные деньги, оттягивая их агонию, совершенно непродуктивно.

Очевидно, что рекламодатели тоже меняются, все чаще делая ставку на профессиональный подход, и уже не хотят иметь дел с СМИ, которые "просто просят денег на размещение релизов".

- Логично вкладывать деньги туда, где предлагают эффективное промо, интересный контент, - отметил  директор по связям с общественностью компании "Интер РАО" Антон Назаров. - Мы готовы к сотрудничеству, если в его основе лежат механизмы, способные повлиять на сознание читателей - потребителей наших услуг. Сегодня дебиторская задолженность омских потребителей электро- и тепловой энергии составляет 1,5 миллиарда рублей. При этом многие из них до сих пор не понимают, что свет и тепло в их домах - не манна небесная, а продукт, в который вложен труд тысяч людей. А своевременная оплата услуг - гарантия безаварийной работы системы, отсутствие внеплановых отключений, различных сбоев. Если СМИ помогут нам повлиять на потребителей, то в целом выиграет и экономика.

Самой неэффективной формой собственности в СМИ специалисты называют муниципальные казенные предприятия, где много запретов, а самой подходящей - автономно-некоммерческие организации и акционерные общества.

- Один из способов существенно сэкономить расходы на заработную плату - перевести значительную часть сотрудников редакции в индивидуальные предприниматели, - уверен Алексей Волин. - Редакция может быть успешной, если работает по формуле "7 на 24" (дни недели, помноженные на часы в сутках) и при этом выдает качественную информацию. Тогда ей ничто не грозит.

Между тем

В 2017 году издатели впервые должны оплатить экологический сбор. За неуплату юрлицам грозит штраф от 100 до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Эксперты Альянса независимых региональных издателей полагают, что для периодики экосбор избыточен, так как газетная бумага полностью подлежит повторной переработке, тираж газет рассчитан предельно конкретно и остатков для утилизации у редакций не бывает. Это мнение поддерживают в Министерстве связи и коммуникаций РФ.