Что будет уникального на Международном конкурсе органистов

В начале сентября в Калининграде стартует одно из знаковых культурных событий Калининграда - заключительный этап Х Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Об истоках конкурса, о ренессансе величественного инструмента и трамвайном депо мы поговорили с арт-директором конкурса, директором "Кафедрального собора", музыковеда Верой Таривердиевой.

Вера Гориславовна, в связи с тем, что конкурс в этом году юбилейный, давайте вспомним, с чего все начиналось...

Вера Таривердиева: Началось все 25 июля 1996 году. Когда я впервые вошла в дом одна. Подошла к проигрывателю. Поставила "Сонеты Шекспира": "Люблю, люблю, но реже говорю об этом..." (вокальный цикл Микаэла Таривердиева - прим.ред.) "Люди не умирают. Смерти нет", - жило во мне. И мне захотелось, чтобы это узнали все. Я стала строить. Дом, в котором живет Микаэл Таривердиев. Он и его музыка. Частью этого дома должна была стать книга. Я ее написала. Частью этого дома должен был стать и стал Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. Это стало моей жизнью, моим призванием, моим доказательством. И я счастлива, что наш конкурс открыл не только музыку Таривердиева, но и создал своего рода музыкальное братство, которое существует поверх, а иногда и вопреки границам. В России конкурс способствовал появлению нового интереса к органу.

Первый этап конкурса проходит за пределами Калининграда - в Гамбурге, в американском городе Лоуренсе, затем в Москве. Можете ли вы определить особенности трех школ органного исполнительства - европейской, американской и российской?

Таривердиева: Все места проведения конкурса - знаковые. Конкурс хорошо вписывается в те культурные места, где проводится, становится значительным событием. Вот, например, Гамбург. Сейчас в рамках конкурса уже в седьмой раз мэр Калинанграда и Первый Бургомист Гамбурга подписали "Меморандум" о сотрудничестве между этими двумя городами. А что касается школ, то, конечно, у каждой из них есть свои особенности и разница, скажем, между немецкой и французской школами. Но мир сегодня так активно взаимодействует, что границы стираются. Скажем, наши российские органисты присутствуют сегодня активно в этих двух школах.

Что будет уникального на юбилейном фестивале?

Таривердиева: На открытии конкурса, 3 сентября в Кафедральном соборе, мы как раз продемонстрируем разные школы и их взаимодействие. В концерте открытия примут участия лауреаты нашего конкурса разных лет. Это люди, которые формируют будущее органа и чья судьба уже неразрывно связана с нашим конкурсом. Ивета Апкална - победитель (первая премия) Третьего конкурса. Звезда мировой величины. Сегодня она солистка и органист Эльбфилармоник в Гамбурге. Ивета училась в Латвии. Потом в Германии блестяще исполняет французскую музыку. Какая это школа? Трудно сказать. Дирижировать концертом Пуленка на открытии будет председатель жюри Мартин Хазельбек. Австриец. Мировая звезда. Человек, у которого 4 абонемента в Музикферайне. Какая это школа? Всемирная. Два француза - блестящие Жан-Батист Дюпон и Басист Флориан Марль-Уврар будут играть совместную импровизацию на двух органах и рояле. Это, конечно, потрясающая традиция импровизации, чем знаменита французская школа.

Фестиваль в Калининграде способствовал возрождению органного искусства в России

По сложившейся традиции конкурс сопровождается программой "Орган+". Одна из локаций ее - трамвайное депо. Почему вообще возникло столь далеко от органного фестиваля место?

Таривердиева: Знаете, в Калининграде по маршруту № 1 ходит трамвай, в котором звучит музыка. А появился он благодаря члену жюри нашего Первого конкурса Мишелю Шапюи, великому профессору Парижской консерватории, главному органисту капеллы в Версале. В один из конкурсных дней Шапюи обратился с необычной просьбой - прокатиться на трамвае. И тут выяснилось, что он не просто гениальный музыкант, но и любитель трамваев, паровозов и конок и является одним из учредителей музея старинного городского транспорта в Париже.

В своем замке 15 века он построил маленькую железную дорогу шириной 40 см, в которой перевозит собственные ноты. А также считает, что внутреннее устройство трамвая очень напоминает орган. Мы прокатили его на персональном трамвае, показали депо. И спустя годы, вспоминая об этой поездке, мне пришла идея провести концерт открытия в депо. После этого я окончательно поняла Шапюи: мир трамваев очень романтичный. Он придает облику города какой-то очень теплый колорит. И нам нужно поддержать сохранение трамваев в городе, который мы любим. С того памятного 2014 года, когда мы запустили музыкальный трамвай, в Депо выступали немало прекрасных музыкантов. В этом году мы придумали концерт- посвящение Эльдару Александровичу Рязанову, к его 90-летию. Участвовать в нем будет ансамбля солистов Калининградского оркестра народных инструментов и Гоша Куценко.

Неожиданно. И что будет делать Гоша Куценко в трамвайном депо?

Таривердиева: Ансамбль Калининградского оркестра народных инструментов исполнит музыку из рязановских фильмов, а Гоша будет петь песни из них, читать стихи Эльдара Александровича и истории "Мой Рязанов", которые победят в конкурсе, который мы проводим с Радио "Комсомольская правда" в Калининграде. А потом мы покажем фильм "Со мною вот что происходит". Это картина, где музыка "Иронии судьбы" стала главным героем. И Гоша играет главную роль. По сути, это его Эльдар Рязанов. Ну и, конечно, на концерт мы поедем на нашем музыкальном трамвае.

Преседатель нынешнего жюри Мартин Хазельбек известен не только как профессор органа венского Университета, основатель и художественный руководитель оркестра "Венская Академия", худрук оркестра "Musica Angelica". Он открыт и другим форматам, например, участвует в создании спектаклей Джона Малковича.

Таривердиева: Мартин Хазельбек близкий нам человек по духу. Он экспериментирует с органом, с его существованием в современном контексте. То же самое делаем и мы. На фестивале "Орган+", на концертах наших лауреатов, которые проходят по всему миру. У нас есть "хиповые" программы. Впервые на фестивале "Орган+" этот величественный инструмент звучал в ансамбле с дудуком (что уже сейчас стало модным), с японскими сякухати и семисен, специальную программу мы придумали с "Терем-квартетом", Роговым оркестром. Любые эксперименты замечательны, если они талантливы и творчески оправданы.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"