Вот и нам стало интересно, что об этом думает и Перельман, и сам Григорьев.
Андрей, понятно, чем тебя заинтересовала персона Григория Перельмана. Но чем и как удалось заинтересовать его? Известно, что прославленный ученый живет замкнуто.
Андрей Григорьев: Да, действительно, Григорий Яковлевич много лет всячески избегает общения со СМИ. Он не любит повышенного к себе внимания, невежества и спекуляций. У него своя система ценностей, которая может показаться старомодной. Перельман не разделяет стремлений к славе, материальным благам. Он погружен в научные проблемы, которые полностью его занимают. Очень любит маму и ухаживает за ней.
Григорий Яковлевич очень порядочный человек. Он невероятно одаренный ученый со своим взглядом на жизнь.
Как все же получилось растопить лед?
Андрей Григорьев: У меня не было цели растопить лед в его сердце. Это не история про "хитренького пробивного мальчика": не играть перед Перельманом роль, а быть полностью собой, со всеми минусами. Я хотел не понравиться ему, а просто поговорить с ним.
Когда Перельману исполнялось пятьдесят лет, это было тринадцатого июня 2016 года, я был уверен, что увижу перед его домом ученых, которые захотят его поздравить, прийти в дом, попить чай, что будут идти с подарками и цветами, но увы, ничего этого не произошло. Перельман мало кому нужен. Он нарасхват как специалист, как ученый, но у него нет друзей, и это очень печально. Я подумал, такого не должно быть, и мы организовали концерт. Выбрали самые любимые его произведения - Баха, Штрауса, Моцарта, Чайковского, Вивальди, Мусоргского, и музыканты в течение часа давали концерт под проливным дождем прямо под его окнами. Мне важно было объявить, что мы его любим и очень им гордимся. Так вот все и началось.
Потом были поездки в Америку, общение с его коллегами за рубежом, встреча с Сергеем Евгеньевичем Рукшиным, научным руководителем Григория Яковлевича. Он очень мне помог в создании сценария, так как после беседы с ним многие вещи встали для меня на свои места. Поэтому когда началось живое общение с Перельманом, казалось, я был с ним уже слегка знаком, а он меня понимал.
В какой стадии находится сегодня проект? Правда, что собрана уже большая часть необходимой для съемок суммы?
Андрей Григорьев: У нас сейчас подготовительный период. Скоро мы объявим о кастинге, сейчас идет добор специалистов.
Есть ли у тебя план Б, если Перельман вдруг откажется от участия в съемках?
Андрей Григорьев: Я уверен, что Перельман откажется от непосредственного участия в съемках и вряд ли будет подписывать какие-либо документы. Такие действия ему несвойственны. Но я знаю, что он с любопытством и снисходительно относится к нашему проекту.
Кстати, когда я рассказывал детали фильма самому Перельману, он вдруг в какой-то момент заулыбался, кое-что переспросил, посмотрел мне в глаза - и я увидел у него на лице веснушки. Много веснушек! Ни одна фотография не передавала это, а у него такое красивое лицо и глаза - глубочайшие.
Моя задача не рассказать его полную биографию. Мы сразу заявили, что фильм будет художественным. Будем показывать важные вехи его жизни и постараемся объяснить, почему он стал таким, что влияло на него, как он доказал гипотезу Пуанкаре, и, конечно, дадим зрителям пищу для размышления на вопрос, почему он отказался от миллионного вознаграждения.
У фильма есть название? Когда ждать премьеры?
Андрей Григорьев: Рабочее название "Сними меня, если сможешь...". Премьера состоится 13 июня 2019 года, в день рождения Григория Перельмана.
Есть ли у тебя маяки, ориентиры в профессии? Чье творчество тебе близко?
Андрей Григорьев: Эмир Кустурица, Павел Лунгин, Азия Ардженто, Джеймс Кэмерон, Николай Коляда, Кирилл Серебренников...
Расскажи о своих предыдущих работах...
Андрей Григорьев: Фильм "Васенин" был презентован в Америке и Франции, рекомендован Госфильмофондом РФ для включения во всемирное наследие "ЮНЕСКО". С 94-летним Николаем Максимовичем Васениным мы отправились во Францию, в места его сражений с немцами, туда, где он встретил любовь своей жизни. Картина о Кустурице "Балканская звезда" была впервые показана в Сербии, потом в Польше в музее кинематографии Анджея Вайды, в Украине на Трускавецком фестивале. С Эмиром Кустурицей мы подружились во время его гастролей в моем родном Екатеринбурге, я подарил ему свое пальто, но забыл в нагрудном кармане рабочий пропуск. Сейчас я заканчиваю фильм о детях из послевоенного Косово. Проекту уже пять лет. Удивительная судьба у героев: в фильме вы увидите их маленькими и в наши дни. Сейчас они начинающие звезды немецкого футбола, и Штутгартский ФК готов подписать с ними контракт.
Фильм о Перельмане - самый сложный мой фильм, но я чувствую, что успех будет. Сделаю для этого все. Надеюсь, что фильм положительно отразится на популярности науки у нас в стране и на имидже России в мире.