Информация о росте числа погибших в ДТП в 2018 году не подтвердилась
Ранее газета "Коммерсант" сообщила, что ГИБДД ожидает резкий рост аварийности после 2018 года. А в 2020-м ее уровень достигнет уровня 2007-го, когда на дорогах в ДТП погибало более 30 тысяч человек за год. Первопричинами этого называется неконтролируемый рост автомобилизации населения, старение автопарка, отсутствие действенного контроля за техническим состоянием машин, увеличивающийся разрыв между темпами автомобилизации и развитием улично-дорожной сети, повышение среднего возраста водителя.
Поводом для таких сообщений послужило то, что сейчас в МВД разрабатывается проект стратегии по безопасности дорожного движения. Этот рабочий вариант был роздан участникам правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которую возглавляет первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, - для изучения, согласования и внесения в нее поправок.
Стратегия разрабатывается по поручению президента с учетом предложений органов исполнительной власти, научного сообщества и общественных организаций, сообщил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников.
Напомним, что в 2020 году заканчивается Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. Стратегия рассчитана до 2023-го. Для чего она нужна? Поскольку количество автомобилей возрастает у нас в геометрической прогрессии, необходимо заранее просчитать все возможные варианты развития ситуации, чтобы это не привело к катастрофическим последствиям. Как и в любом подобном документе, предусматривается несколько вариантов развития событий, чтобы быть готовыми на них повлиять и не допустить худшего. Предусматривается как самый оптимистический вариант, так и наиболее пессимистический. Это не прогноз. Это просто просчет мер, которые необходимо предпринять, в той или другой ситуации.
Сегодня, по данным ГИБДД, по дорогам страны колесит более 57 миллионов автомобилей. Этот парк молодым не назовешь. Половина автомобилей - старше десяти лет. А это свыше 28 миллионов машин. При этом 20 миллионов - старше 15 лет. Кроме того, на эти прогнозы влияет и то, кто сидит за рулем. ГИБДД не ведет статистику по возрасту водителей. Напомним, что сейчас можно получить права на мопед и легкие мотоциклы с 16 лет. Таким образом средний возраст водителей понижается. Однако, в связи с тем, что увеличился средний возраст жизни, выросло и количество пожилых водителей. Всего в прошлом году было выдано более 4,5 миллионов водительских удостоверений. Это включая вновь выданные, а также замену прав в связи с истечением их срока давности, и по другим причинам. Впервые выдано более 2 миллионов водительских удостоверений. Можно было бы предположить, что водители становятся моложе. Но ведь права впервые получают и в 40, и в 50 лет.
Впрочем, статистика ГИБДД не подтверждает того, что, чем старше человек, тем он опаснее на дороге. Как раз, согласно статистике, виновниками ДТП чаще всего становятся люди в возрасте от 30 до 40 лет. Но это объясняется тем, что таких водителей на дорогах больше всего.
Напомним, что сейчас есть проект поправок Центробанка в законодательство об ОСАГО, который предполагает ввести новые коэффициенты по возрасту и стажу управления автомобилем. Понятно, что эти поправки рассчитывались на конкретных статистических данных страховых компаний. Если судить по ним, то наиболее безопасный водитель - старше 40 лет со стажем управления более 10 лет. Причем, судя по статистике Российского союза автостраховщиков, в год такие водители заключают около 18,5 миллиона договоров ОСАГО. При этом общее количество договоров за год на частных лиц - почти 30 миллионов. То есть большая часть водителей у нас возрастом более 40 лет.
Есть также мнение, что наиболее опасны водители, опыт которых чуть перевалил за три года. Они считают себя уже опытными, и поэтому позволяют себе рискованные маневры. Но их опыта зачастую не хватает, чтобы правильно оценить дорожную обстановку. Потому и попадают в аварии.
Стратегия пока только обсуждается в органах власти. Тем более, что она задействует чуть ли не все министерства и ведомства. Поэтому, в каком виде она выйдет в свет, - пока неизвестно.
Впрочем, опрошенные "РГ" эксперты не считают названные в стратегии проблемы главным фактором возможного увеличения аварийности. Более важными они называют безнаказанность некоторых "привилегированных" водителей, качество самих дорог и дорожной инфраструктуры.
Игорь Моржаретто,
автообозреватель радио "Вести FM":
- Мне не кажется, что озвученные факторы как-то могут повлиять на аварийность. Есть реальный факт старения парка. Есть реальный факт старения водителей. Но, кстати, старение водителей - это большой опыт и большая безопасность на дороге. Скорее всего, эта стратегия - попытка привлечения внимания к проблемам, которые волнуют МВД.
Петр Шкуматов,
член общественного совета при Главном управлении МВД по г. Москве:
- Статистика ГИБДД говорит о том, что на дороге ежегодно из-за неисправности погибает тысяча человек. Это 4 процента от погибших в ДТП. Маловероятно, чтобы по этой причине вдруг произошел рост количества аварий с жертвами. У нас есть 57 миллионов единиц зарегистрированного транспорта. Но не весь он перемещается по дорогам. В лучшие годы полисов ОСАГО продавалось до 40 миллионов. Сейчас 30 миллионов. Это говорит о том, что количество регулярно выезжающего на дороги транспорта сокращается. Часть стоит на приколе. Согласно таким данным, у нас не смертность на дороге будет увеличиваться, а эксплуатируемый автопарк сокращаться. По примерным подсчетам - на полтора миллиона в год. Как в свое время мы погружались в демографическую яму, так теперь в такую же яму погружается автотранспорт. И смертность в связи с этим будет сокращаться.