На Ставрополье начали выпуск сертифицированных православных продуктов

В регионе открылась необычная сеть фирменных магазинов под названием "Церковная трапеза". В ассортименте большую часть занимают товары под брендом "Православный продукт", произведенные на подворьях Ставропольской и Невинномысской епархии.

Как оценили ноу-хау жители края, что такое православный фастфуд и как в дальнейшем будет развиваться клерикальный бизнес выяснила корреспондент "РГ".

Мясо, молоко, масло, сыр, домашний творог, мед, свежевыпеченный хлеб, булочки и пирожки - на прилавке недавно открытого и уже второго по счету магазина эти продукты долго не залеживаются. По соседству расположены храм и несколько многоэтажек, поэтому дефицита клиентов нет.
То, что все же окажется невостребованным в течение дня, рассказывает продавец Людмила Махиборода, вечером уберут - утром полки и холодильники всегда заполняют свежими товарами.

- В основном к нам, конечно, заходят взрослые люди, которые еще помнят вкус настоящих продуктов - без добавок, ароматизаторов и консервантов, и могут оценить их по достоинству, - утверждает реализатор.

Ставропольчанка Эльвира Демьянова отмечает, что цены в церковном магазине сопоставимы со среднегородскими: литр молока, к примеру, стоит 55 рублей, домашняя колбаса - 520 рублей за килограмм, а булка хлеба "К чаю" с изюмом и кунжутом - 30.

- Но качество продукции действительно очень высокое, для нашей семьи это главное, - говорит она.

В экологической чистоте предлагаемого ассортимента покупатели тоже не сомневаются: практически все сырье производится и перерабатывается на подворьях митрополии, а также в личных подсобных хозяйствах священнослужителей. Так, сегодня в распоряжении епархии есть небольшая ферма, где находится линия розлива молока. Помимо коров, разводят и другую живность - овец, коз, свиней, кур и др.

Готовые изделия сертифицируются и проходят строгий лабораторный контроль. Упаковывать товар помогают монахини Иоанно-Мариинского женского монастыря.

- Первый магазин по благословению митрополита Кирилла был открыт при Андреевском кафедральном соборе Ставрополя около года назад. Такое решение принято не спонтанно: в епархии уже занимались выпуском продуктов питания для нужд студентов духовной семинарии и других работников, при этом постепенно стали образовываться излишки. Их и отдали на реализацию, - рассказывает проректор ставропольской семинарии протоиерей Владимир Волков. - Надо сказать, что спрос оказался существенно выше предложения, поэтому со временем люди стали обращаться к владыке с просьбой организовать новые места для продажи наших товаров.

В ближайшее время магазины "Церковная трапеза" планируется открыть в самом густонаселенном микрорайоне Юго-Западного района Ставрополя и городе Михайловске. Расширится и ассортимент - под маркой "Православный продукт" также начнут продаваться фрукты, овощи и домашние полуфабрикаты. Знак качества митрополии, кстати, уже прошел экспертизу и находится на стадии регистрации.

В епархии намерены сотрудничать с другими местными производителями и казачьими подворьями, готовыми подтвердить качество своих изделий во время лабораторного исследования. Православной продукцией могут пополниться и витрины крупных сетевиков - соответствующие переговоры сейчас ведутся.
Еще одной обсуждаемой инициативой стало открытие точки продажи молодежного православного "фастфуда": вместо хот-догов и газировки студентам будут предлагать перекусить свежей выпечкой и стаканом парного молока.

Вместе с тем, по словам отца Владимира, широких рекламных акций проводить не предполагается, ведь у епархии нет цели создать кому-либо конкуренцию или выйти на большой рынок:

- Рядом с одним из магазинов, к примеру, на днях открыт центр помощи беременным и женщинам с младенцами в кризисной ситуации. Вот в реализации таких проектов нам помогут в том числе и экономические начинания.

Комментарий

Ольга Лапина, маркетолог производственной компании, город Ставрополь:

- Продукция с религиозным уклоном для Северного Кавказа в целом уже не редкость. Взять хотя бы многочисленные лавки с халяльным мясом, которое, кстати, давно и массово продается также в обычных гипермаркетах. Сначала может показаться, что особая маркировка сужает целевую аудиторию, но, как выяснилось в ходе многочисленных маркетинговых исследований, это далеко не так. Люди в поисках лучшего готовы пробовать разные варианты и в дальнейшем выбирать уже то, что им понравится.

Другой вопрос, что производители таких товаров по многим причинам не имеют права на ошибку и контроль над выпуском православных, исламских или кошерных продуктов должен быть действительно самым строгим.

Тем временем

На территории Чечни зарегистрирована система добровольной сертификации продукции и услуг с маркировкой "Халяль". Соответствующий документ разработала межведомственная комиссия, в которую вошли представители Духовного управления мусульман (ДУМ) и нескольких государственных ведомств, занимающихся вопросами производства товаров и защиты прав потребителей на территории региона.

Необходимость в собственном знаке качества возникла после того, как на чеченский рынок начали массово выходить поставщики мясных и молочных деликатесов из других субъектов страны. Для привлечения покупателей многие из них размещали на упаковке надписи, подтверждающие соблюдение на всех этапах производства канонов ислама. Однако на деле выяснялось, что не все продукты действительно являлись халяльными - иногда это был просто смелый "маркетинговый ход".