Поляки пока что в шутку подсчитывают, что они могли бы купить на эти деньги. В списке, составленном порталом wp.pl, фигурируют 833 крупных аэропорта - по одному в каждый областной центр или 12,5 тысячи национальных стадионов - по пять в каждую волость. Еще один вариант - 600 тысяч километров автострад, причем, поскольку сегодня протяженность польских автотрасс составляет 420 тысяч километров, новые можно было бы прокладывать прямо до подъездов жителей. И, наконец, самый привлекательный вариант - 80 лет без уплаты налогов.
Но, хотя для польского уха все это звучит чрезвычайно приятно, эксперты считают, что не эти радужные перспективы движут правительством Польши. Тема не выплаченных Германией репараций оказалась чрезвычайно выгодной для правящей партии "Право и справедливость", которая позиционирует себя единственной патриотичной политической силой в стране. Теперь все остальные партии, в том числе оппозиционные, для того чтобы не прослыть непатриотичными и "пронемецкими", должны поддержать репарационную риторику "ПиС" и, таким образом, лишиться поддержки Германии, в которой судьбы некоторых польских оппозиционеров до сих пор принимали близко к сердцу.
Кроме того, тема репараций - это страховка на случай будущих проблем на саммитах Евросоюза. Польша стала крупнейшим получателем средств ЕС в 2014-2020 годах. Но не за горами обсуждение бюджета союза на следующую шестилетку, и страна, в отношении которой Еврокомиссия ведет сразу несколько правовых процедур о возможном нарушении буквы и духа европейского законодательства, может быть наказана рублем, то есть евро. Как объяснить это избирателям "Права и справедливости"? По мнению влиятельного издания Rzeczpospolita, "если доля Польши в очередном бюджете ЕС будет меньше, то будет понятно, что это месть Германии за наше стремление к восстановлению справедливости. Да и с потерей европейских миллиардов будет легче смириться, если в перспективе нам светят десятки миллиардов, которые мы получим от Берлина".
Правда, в Германии не торопятся отправлять эшелоны с пачками банкнот для Варшавы. В минувшую пятницу пресс-секретарь правительства ФРГ Штеффен Зайберт напомнил, что Польша отказалась от репараций в 1953 году, и этот отказ действителен с юридической точки зрения, что поляки сами подтверждали многократно, в том числе в 1970 и 2004 годах. Он подчеркнул, что, с точки зрения кабинета министров Германии, "нет никаких причин ставить под сомнения международно-правовые последствия отказа от репараций. Это означает, что вопрос окончательно урегулирован и с правовой, и с политической точки зрения".
По словам Зайберта, в Берлине не получали никакого официального обращения из Варшавы насчет компенсаций. Это подтвердила на экономическом форуме в Крынице-Здруй премьер Польши Беата Шидло. Она многозначительно обещала, что о репарациях будет разговаривать со своим или со своей немецкой коллегой после выборов в немецкий бундестаг, которые пройдут в конце сентября. А поскольку такие разговоры на практике вряд ли принесут какие-то результаты, в интересах польских властей держать эту тему в подвешенном состоянии так долго, как это возможно. Видимо, поэтому глава МИДа Витольд Ващиковский заверяет: решение о том, чтобы обращаться к немцам за компенсациями, может быть принято и через несколько недель, и через несколько месяцев.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"